Год назад, 25-26 февраля 2016 года в домовом храме Духовной Академии Двенадцати апостолов прошли первые богослужения в честь новопрославленного святого, выпускника Духовной Академии – святителя Серафима (Соболева).
Будущий святитель был родом из городской мещанской среды. Детство его прошло в Рязани. Самое большое влияние на него оказала мать, которая хотела, чтобы её сын стал священником. Николай (такое имя было у святителя до пострига) окончил Рязанскую Духовную семинарию и поступил в 1904 году в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
В годы учебы будущий архипастырь неоднократно посещал праведного Иоанна Кронштадтского, а также старца Гефсиманского скита Исидора (Грузинского-Козина). Николай Соболев сблизился также с архимандритом Феофаном (Быстровым) — инспектором Санкт-Петербургской духовной академии, строгим монахом и молитвенником. Он много времени уделял самообразованию, самовоспитанию под надзором духовных наставников.
По свидетельству митрополита Вениамина (Федченкова), учившегося на курс раньше Николая, в духовной академии его называли «Колечкой». Такое обращение было связано с особой добротой, которую Николай являл в отношении к своим сокурсникам. Любимым времяпровождением Николая Соболева была игра на рояле в семинарском зале и пение молитв, в том числе, и собственного сочинения.
26 января 1908 года Николай Соболев, будучи студентом 4 курса академии, был пострижен в монашество с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. 3/16 февраля 1908 года монах Серафим был рукоположен епископом Сергием (Тихомировым) в иеродиакона, а 18/31 марта — в сан иеромонаха.
Его диссертация оказалась столь успешна, что иеромонаху Серафиму дали звание кандидата богословия без устных испытаний.
Первое время святитель Серафим трудился в Житомире, в Пастырском богословском училище. Затем был инспектором в Костромской семинарии, а уже в сане архимандрита – ректором в Воронежской семинарии.
После революции, когда богоборческая власть устроила против священства жестокий кровавый террор, святитель сначала возглавлял Временное высшее церковное управление, а после вынужден был переехать в Константинополь, а в 1920 — в Болгарию. В 1921 г. он стал епископом Богучарским.
Святитель Серафим пользовался особым почитанием в Болгарии. Он стал духовным отцом для русских и болгар, особым образом соединив Русскую и Болгарскую Православные Церкви.
Он окончил земной путь в Софии, и был погребен в крипте Никольского храма, куда сейчас непрестанно идут верующие со всего мира, чтобы испросить молитв у святителя.
3 февраля 2016 года на пятом пленарном заседании Освященного Архиерейского Собора в Храме Христа Спасителя был рассмотрен вопрос о прославлении в лике святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). За его канонизацию проголосовали все Члены Собора.
Его слова укрепляют веру, вселяют надежду и утешают: «Господь близко – если позовешь его – сразу откликнется!», «Ни одна молитвенная слеза не напрасна»…( http://www.pravoslavie.ru/90332.html )
Преподавателями Иконописной школы были написаны два образа святителя Серафима. Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл вручил митрополиту Варненскому и Великопреславскому Иоанну образ святителя Серафима, написанный в иконописной мастерской выпускником и преподавателем Иконописной школы Александром Сорокивским, — для передачи в дар Болгарской Православной Церкви.
Святейшему Патриарху Кириллу ректором Академии архиепископом Амвросием была преподнесена икона святителя Серафима (Соболева), написанная преподавателем Иконописного отделения Валентиной Тихоновной Ждановой.
Источники:
https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobolev/
http://www.pravoslavie.ru/90313.html