Он речет, — и восстанет бурный ветер
и высоко поднимает волны…
(Пс. 106:25)
Вода — один из первых, сотворенных Богом, элементов мироздания — на протяжении всей истории существования рода человеческого воспринималась двояко: и как вещество, безусловно необходимое для жизни материальной, и как носительница богатой символики [Неклюдов]. В нашей заметке предлагаются некоторые примеры того, как представлена водная стихия в православной иконографии.
В Священном Писании вода упоминается более чем тысячекратно — от начала творения (когда Дух Божий носился над водою — Быт. 1:2) до пророчества Иоанна Богослова (когда моря уже нет, а апостол видит чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца — Откр. 21:1, 22:1).
Ветхозаветные упоминания водной стихии можно разделить на две противоположные группы: это либо вода, являющая животворное начало и производящая душу живую (Быт. 1:20 — такие упоминания преобладают), либо орудие Божественного суда, когда потоп водный пришел на землю, и лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло(Быт. 7:6, 21–22).
Водная стихия — одна из любимых тем Псалмопевца (и, разумеется, бесчисленных иллюстраторов Псалтири): поэтичные образы древа, насажденного при исходищах вод (Пс. 1:3), оленя, устремляющегося к источнику (Пс. 41:1), убегающего моря и возвращающегося вспять Иордана (Пс. 113:3) мы находим практически во всех лицевых Псалтирях. Последний из упомянутых образов вошел в традиционную иконографию Крещения Господня.
Новозаветные упоминания воды практически всегда носят характер позитивный — даже если вода становится причиной гибели: «стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде» (Мф. 8:32).
С явлением в мир Спасителя, Единородного Сына Божия, иначе и быть не может: когда волны разбушевавшегося моря уже покрывали лодку, а ученики поняли, что могут погибнуть, Господь «запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» (Мф. 8:26).
Лицевые рукописи и храмовая роспись содержат немало ветхозаветных сюжетов с примерами проявления как грозного, так и спасительного действия водной стихии: это и Всемирный потоп, и избавление народа еврейского от египетского плена-то есть то, что в чине великого освящения воды названо «обновлением обетшавшего грехом естества нашего». Приведем этот отрывок из освятительной молитвы: «Ты еси Бог наш, водою потопивый при Ное грех; Ты еси Бог наш, Иже морем свободивый от работы фараони Моисеом род Еврейский… Ты еси Бог наш, Иже водою и огнем пременивый Илиею Израиля от прелести Вааловы». В действии водной стихии, даже грозном и губительном, Предание видит спасительное проявление Промысла Божия.
Сюжет храмовой росписи, известный с раннехристианских времен — пророк Иона, ввергнутый в море и поглощенный китом, при всей драматичности ситуации никогда не воспринимался зрителем как иллюстрация страшной смерти — и не только потому, что пророк Божий был сохранен живым и невредимым. Главный смысл этого события Ветхого Завета — прообраз Крестной смерти и трехдневного пребывания Спасителя во гробе: как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи(Мф. 12:40). На фреске XVII в. в Тутаевской церкви художник изобразил самые главные моменты библейского рассказа о пророке: страшный ветер рвет паруса корабля, волны почти захлестнули борта, и тогда корабельщики, взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей (Ион. 1:15).
Церковь никогда не рассматривала тех, кто пострадал от стихийных бедствий, как людей, несущих наказание за какие-то особо тяжкие грехи — так и Сам Господь учит: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?» (Лк. 13:4) Стихийные бедствия научают нас проявлять свои лучшие христианские чувства, приходить на помощь страждущим, спасать других, нередко рискуя и самой своей жизнью.
Стихийные бедствия в человеческой истории происходили всегда, в том числе связанные с водной стихией. Оно и понятно: более семидесяти процентов поверхности Земли покрыто водой — океанами, морями, озерами, реками, ледниками, а от наводнений и засух погибает больше людей, чем от всех других стихийных бедствий вместе взятых. Самое страшное в новейшей истории наводнение произошло в 1931 г. в Китае: тогда пострадало около 40 млн человек, под водой оказалось 333 тысячи гектаров земли, был нанесен огромный ущерб урожаю. Недостаток продуктов, болезни, отсутствие жилья повлекли за собой гибель 3,7 млн человек.
Наводнения нередко происходят и в нашей стране — такова недавняя трагедия в Краснодарском крае, повлекшая гибель многих людей. За десять лет до этого наводнение на Кубани и Северном Кавказе также унесло десятки человеческих жизней; общий материальный ущерб составил тогда 1 млрд. рублей. Но общая беда не должна сеять панику, взаимное недоверие или вражду.
Святейший Патриарх Кирилл, посетивший пострадавший от наводнения город Крымск, призвал к постоянной молитве о тех, кто погиб от нашествия водной стихии. «Это будет наш молитвенный ответ на все то, что произошло здесь», — сказал Первосвятитель.
Церковный опыт молитвы о людях, страждущих от стихийных бедствий, засвидетельствован во многих памятниках церковного искусства. Необходимо сделать оговорку: даже когда иконографический сюжет является иллюстрацией евангельского события или жития святого, это не простая иллюстрация — это пример, призывающий поступать так же.
Неотъемлемой частью евангельских повествований о чудесах Иисуса Христа является Его призыв к ученикам уверовать; та же связь творимого чуда и необходимости веры видна в повествованиях о Его хождении по водам [Неклюдов]. Подобно этому, и миниатюры лицевых Евангелий с изображением совершаемых Спасителем чудес говорят: «что вы так боязливы? как у вас нет веры?» (Мк. 4:40)
Миниатюра Евангелия-апракос очень наглядно показывает бушующее море, в страхе прижавшихся друг к другу апостолов (лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный — Мф. 14:24) и идущего к ним по водам Христа: Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь (Мф. 14:27). Это именно то, что более всего помогает людям, терпящим бедствие: бодрость, спокойная рассудительность, вера. При возникающей панике погибают, как правило, и те, у кого были все шансы остаться в живых.
На иконе, изображающей плавание апостола Павла близ Крита, показан эпизод, когда сотник, конвоирующий узника в Италию, не внял словам апостола, ибо более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла (Деян. 27:11). Результат такой самонадеянности не замедлил явиться: многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к спасению (Деян. 27:20). Лишь горячая молитва и решительность апостола помогла избежать беды — все двести семьдесят шесть душ спаслись на землю (Деян. 27:37, 44).
Сюжеты, иллюстрирующие жития святых, нередко наглядно показывают, как помощь приходит к молящимся с верой людям. Святой, к которому чаще всего обращают свои молитвы терпящие бедствие на водах, это святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских. Клейма житийных икон наглядно показывают помощь святителя утопающим.
Опыт Церкви свидетельствует о действенности молитв страждущих людей тем угодникам Божиим, которые в жизни своей сами претерпели страдания в аналогичной ситуации. В их числе — сорок мучеников Севастийских, память которых совершается 9 марта — по новому стилю 22-го. Удивительно, что эта дата в 2003 г. была объявлена Генеральной Ассамблеей ООН Международным днем водных ресурсов, который проводится под девизом «Вода для жизни».
В общественном церковном богослужении есть постоянные прошения об избавлении от губительного действия водной стихии — это, например, 4-я светильничная молитва на утрени и, конечно, велегласно чтомое на литии прошение О еже сохранитися всякому граду и стране от губительства, труса, потопа…
Водная стихия может быть причиной трагедии, но вода в Священном Писании прежде всего — источник жизни и символ спасения. На первозданной земле растительная жизнь невозможна без дождей, посылаемых Богом: никакая трава вначале не росла ибо Господь Бог не посылал дождя на землю (Быт. 2:5). Отсутствие дождя рассматривается как наказание Божие (Зах. 14:17, 18). Насажденный Богом в Эдеме сад орошается потоками рек, представляющих собой совершенную оросительную систему (Быт. 2:10–14). Долины Иордана сравнивается с «садом Господним», так как она хорошо орошается (Быт. 13:10).
Евангельские слова о воде как о средстве исцеления непременно увязаны с верой и молитвой. Иоанн Богослов рассказывает о чуде исцеления (Ин. 5:2–9) при Овчей купальне в Иерусалиме (Вифезда), а также о том, как Христос, возложив глиняное брение на глаза слепого, повелевает ему омыть их водою из Силоамской купели (Ин. 9:6–7).
Среди множества молитв, адресованных Пресвятой Богородице, заметное место занимают молитвы Матери Божией — Живоносному Источнику. Икона Живоносного Источника почитается с V в., когда в роще, посаженной христианами близ константинопольских «Золотых ворот», был обнаружен целебный источник. Его нашел воин Лев-Маркелл, будущий император. Маркелл встретил на дороге слепца, утомленного долгой дорогой и жаждой. Посадив слепца в тенистое место, Маркелл помолился Богородице и пошел искать воды; вода из обнаруженного им источника не только утолила жажду, но и исцелила слепца. Став императором, Маркелл воздвиг над источником храм в честь Матери Божией, назвав его Живоносным Источником. Храм был разрушен турками-османами в середине XV в., когда пал Константинополь и погибло множество христианских святынь. Но иконы с изображением Матери Божией Живоносного Источника распространились по всему православному миру во множестве списков, и доныне пред ними возносятся молитвы об исцелении в немощех лежащих.
Икона Божией Матери, именуемая Живоносный Источник, иконографически представляет собой Оранту, расположенную в центре купели, из которой струится вода. На Руси икона известна с XVI в. На ней вместе с Богородицей стали изображать святых, а также страждущих от разных недугов людей.
Бог силен превращать реки в пустыню и источники вод — в сушу (Пс. 106:33), скалу в озеро воды и камень в источник вод (Пс. 113:8). Многочисленные свидетельства Церкви о том, как явлено было милосердие Божие к страждущим от стихии водной, не только побуждают к их любознательному изучению, но и обязывают к живому участию в той совместной церковной молитве, которая, по слову апостола, много может (Иак. 5:16).
Епископ Балашихинский Николай
Литература и источники:
Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1–2. М., 1963.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 1–2. Пг., 1914–1915.
Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.
Неклюдов К.В., Пономарёв А.В., Ткаченко А. А. Вода. / Православная энциклопедия. Т. 9.
Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПб., 1892 (Репринт: М., 2001).
Шевченко Э. В. Живоносный Источник. / Православная энциклопедия. Т. 19.
Источник http://www.mepar.ru/library/vedomosti/62/1222/