«Приступающим к изучению техники иконописного дела прежде знакомства с рисунком, материалами и способами их применения необходимо понять священный характер этого искусства, его высочайшее назначение и теснейшую связь с жизнью Церкви. Иконопись — это не просто искусство, это искусство церковное.
Икона — это книга о вере. Языком линий и красок она рассказывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы.»

— Монахиня Иулиания (Соколова)
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Дайджест  >  Текущая запись

Иконография, посвященная бессребреникам

14.11.2018

Бессребреники изображаются в хитонах и гиматиях (одно из ранних изображений — мозаика купола ц. вмч. Георгия в Фессалонике V в., где представлены мученики Косма и Дамиан в длинных светлых одеяниях, в позах орантов на фоне архитектуры), иногда с лентой, похожей на орарь (вмч. Пантелеимон, каменная резная икона, XII в. (Музей истории искусств в Вене), святые Косма и Дамиан — ц. св. Иоанна Предтечи в Задаре (Хорватия), нач. XIII в.),

Св. бессребреники Косма и Дамиан. Церковь св. Георгия (Ротонда), Салоники Конец IV — третья четверть V в.

со специфическим медицинским атрибутомкрасной сумкой у пояса (ап. Лука — катакомбы Комодиллы, VII в.; святые Косма и Дамиан — ц. святых Космы и Дамиана в Риме, 526-530, и на миниатюре из Минология Василия II (Vat. Gr. 1613, 976-1025 гг.- сумка в Божественной деснице)), в руках, как правило, держат завершающиеся иногда крестиком кисточку, лжицу или палочку для елея, или хирургические инструменты, футляр для сосуда с маслом или ларец (святые Кир, Пантелеимон, Косма и Дамиан — ц. Санта-Мария Антиква в Риме, VIII в.).

Бессребреники могут изображаться как мученики с крестом в руке (св. Диомид — Пала д’Оро, XI в. (Собор Сан-Марко в Венеции)), или с венцом (святые Косма и Дамиан держат венцы в руках — ц. святых Космы и Дамиана в Риме; Христос венчает святых Б.- ц. св. Врачей в Кастории, кон. XII в.), или со свитком в руке.

Коcма и Дамиан Москва. Первая половина XV в. 108.5 × 80 см Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия

На иконах и в монументальных росписях бессребреники часто представлены попарно или группами: Косма и Дамиан; Косма, Дамиан и Пантелеимон (Санта-Мария Антиква (Рим), капелла Драгутина 1282-1283 (Сербия)); икона Б. с мц. Феодотией и на поле иконы свт. Николая, XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); Кир и Иоанн (собор Рождества Богородицы Антониева мон-ря, XII в., собор мон-ря Осиос Лукас, XI в., ц. Марторана, Палермо, XII в.); Фотий и Аникита (Киличлер-килисе, Эльмалы, XII-XIII вв.).

В монументальных росписях изображения бессребреников обычно помещаются в нартексах (Осиос-Лукас, ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, 1295; собор мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350), в ряду святых в нижнем регистре росписи наоса ( напр., ц. св. Врачей в Кастории), иногда в алтаре или в боковых апсидах (ц. Иоанна Предтечи в Задаре; ц. св. Анастасии в Задаре, 1285). В ц. св. Ахиллия в Арилье, 1296 г., святые Косма и Дамиан изображены в южной певнице среди святых в том порядке, который, по мнению В. Джурича, соответствует выниманию частиц на проскомидии. В житийных циклах сцены исцелений показаны по типу евангельских чудес исцелений Иисусом Христом слепых, расслабленных, прокаженных (вмч. Пантелеимон — ц. Сант-Анджело ин Формис, XI в.; ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (Македония), 1164; святые Косма и Дамиан — ц. Митрополии в Мистре, XIV в.).

Свт. Николай Чудотворец и свв. Косма и Дамиан, с житием свт. Николая. Новгород.  Первая половина XIV в. Из Никольской церкви в погосте Озерёво Бокситогорского района Ленинградской области.

Почитание бессребреников получило широкое распространение на Руси. Изображения святых Космы, Дамиана, Кира (с сосудом для елея) и Иоанна имеются в росписях (на предалтарных столпах собора Рождества Богородицы Антониева мон-ря в Новгороде, 1125), на иконах (святые Косма и Дамиан на верхнем поле иконы свт. Николая по сторонам Этимасии, XII в., ГТГ; на иконе свт. Николая, Космы и Дамиана с житием свт. Николая, 1-я пол. XIV в., ГРМ; на иконе XVI в., ЦМиАР); на серебряном окладе иконы апостолов Петра и Павла (святые Косма, Дамиан, Пантелеимон, Кир и Иоанн, XII в., НГОМЗ).

Почитание бессребреников выразилось в посвящении им храмов. В Костантинополе святым Косме и Дамиану были посвящены 4 храма. Известно, что в ц. святых Космы и Дамиана получил чудесное исцеление имп. Юстиниан. Им же в Костантинополе была основана ц. вмч. Пантелеимона. Ц. святых Космы и Дамиана (Санти-Косма э Дамиано) и 4 церкви вмч. Пантелеимона были в Риме, монастырь в честь вмч. Пантелеимона в Иорданской пустыне в Иерусалиме, ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (Македония), 1164 г., ц. Б. в Кастории, ц. Малые св. Врачи в Охриде (Македония), XIV в., капелла Б. в мон-ре Ватопед, XIV в. (Афон), мон-рь вмч. Пантелеимона (Афон), ц. святых Космы и Дамиана мон-ря св. Врачей на Косовом Поле, 1327 г. (разрушена в 1999) и др. церкви, посвященные бессребреникам, часто имели специальные помещения для больных, т. н. врачебные палатки, которые могли находиться в храме или в нартексе. При храмах строились дома для ожидающих исцеления.

О почитании бессребреников на Руси свидетельствует рассказ в рукописи XII в. (обнаружена А. В. Назаренко в архиве г. Кёльна) о чудесном исцелении раненного на охоте кн. Мстислава Владимировича явившимся ему вмч. Пантелеимоном. В честь святого в Крещении был назван сын князя, Изяслав, в XI в. в Новгороде был основан монастырь вмч. Пантелеимона, в княжеской резиденции на Городище ц. святых Космы и Дамиана (сгорела в 1386). Несколько храмов, посвященных Б., имеется в Москве: святых Космы и Дамиана на Б. Полянке, XVII в., св. Трифона в Напрудном, XIV в.

Миниатюра. Святые Косма и Дамиан. Новгород.  Вторая половина XIV в. 11 × 11 см. Погодинский пролог.

Святые врачи-бессребреники Косма и Дамиан, с житием. Псков; Ростов (?) XV в. Дерево, темпера. 109.5 × 61.5 см Вологодский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Вологда, Россия

Н. В. Квливидзе

Фрагмент статьи из т. 5 «Православной энциклопедии». Москва, 2002 г.

Источник: http://www.sedmitza.ru/text/840149.html

  • Опубликовано: 6 лет тому назад 14.11.2018
  • Рубрика: Дайджест