«Смысл иконы не в пересказе Евангелия, а в том, что мы, глядя на икону, должны умозреть, увидеть духовными очами, а не эстетически. Единственный путь к этому — взять икону и постараться вникнуть в её богословие.»

— С.И. Голубев
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Новости  >  Текущая запись

В гостях у мастеров

17.10.2013

Осень…Картиной преображенной природы во все времена вдохновлялись художники, поэты и музыканты. Парковые аллеи усыпаны опавшим золотом, птицы улетают на юг, а мы возвращаемся за мольберты. Начинается новый учебный год в иконописном отделении, первые задания, проверка домашней работы. На втором курсе очень сложная и большая программа. Свободного времени мало, а к концу года его не будет совсем, поэтому решаем сейчас идти в гости к нашим преподавателям в мастерскую. Некогда они трудились в одном из корпусов Александро-Невской Лавры, и студенты часто засиживались у них допоздна. Сейчас «Иконописная мастерская в честь св. Иоанна Богослова» располагается в мансарде дома на Английской набережной.

Выезжаем сразу после завтрака. Утренний город просыпается окутанный легкой осенней дымкой. Наша дорога проходит по самым красивым местам Санкт – Петербурга: Невский проспект, Дворцовая площадь, величественный Исаакиевский собор, Николаевский дворец, а сразу за ним — вид на Неву и Васильевский остров. Наша цель — дом 44, — Румянцевский дворец – один из филиалов Музея Истории Санкт – Петербурга.

Сначала небольшая экскурсия по старинному особняку. Гид обращает наше внимание на самые интересные предметы. Вот люстра – работа архитектора дома Зингера («Дом Книги»). А это мебельный гарнитур конца 19 века, привезен из Германии в 50 х годах. В глубине музыкальной гостиной — рояль Исаака Дунаевского, на стенах панели из тисненой кожи, в углу — потайная дверь. Резная деревянная лестница ведет на второй этаж, мы же поднимаемся по парадной мраморной лестнице. Наверху расположена большая танцевальная зала, главной достопримечательностью которой является огромное зеркало во всю стену, и экспозиция, повествующая об истории семьи графа Румянцева. А на третьем этаже — музей НЭПа с необычно оформленными витринами и стендами и множеством фотографий того времени.

Осмотрев все, мы спускаемся в холл, там нас уже ждет наш преподаватель по иконописанию Иван Александрович Кусов. Пройдя по внутренним дворикам, входим в скромную дверь в углу – черный вход для прислуги. Узкая лестница с высокими ступенями напоминает дореволюционный Петербург с его доходными домами. Иконописная мастерская — на самом верху в мансарде. Все очень скромно и опрятно, обычная квартира старого фонда – узкий длинный коридор с множеством дверей.

Нас встречает Валентина Тихоновна – теперь она наш гид. Увлекательно и подробно рассказывая нам о мастерской, она приглашает зайти в первую комнату. Здесь на столе лежат покрытые олифой иконы для царских врат Федоровского собора.

Второе помещение – мастерская Александра Стальнова и Христины Прохоровой – просторная и светлая, здесь множество интереснейших вещей: книжная полка с альбомами, иконы, дописанные и в работе, большая прорись Распятия на всю стену.

Следующая дверь ведет в маленькую уютную келлию Валентины Тихоновны Ждановой– все четко, по делу, ничего лишнего, на мольберте — икона пророка, рядом стоит аккуратный столик со всеми необходимыми инструментами, здесь на полках интересные книги и фотографии с образцами.

В самом конце коридора находится мастерская нашего преподавателя Ивана Александровича Кусова. Рабочая обстановка, в красном углу – крест, а рядом — целая библиотека. «А мебель он сделал сам», — говорит В.Т.Жданова.
 На мольберте — икона Божией Матери «Живоносный источник» – остались последние штрихи. Рядом стол с большим количеством самых разных баночек и инструментов. Нам интересно все, что лежит и стоит на полках. Мы рассматриваем и листаем книги, наслаждаемся особой атмосферой мастерской. Хочется все запечатлеть, чтобы этот дух остался с нами как можно дольше.

Здесь, в мастерской, личность преподавателя еще больше раскрывается для нас. Видно вдумчивое, ответственное отношение к работе и благоговение к иконе – именно то, что он так от нас требует, а мы стараемся исполнять.

Все вместе отправляемся в комнату с большим круглым столом — кухню-трапезную. За чаем сбывается наша заветная мечта — пообщаться с наставником в неформальной остановке. Разговариваем на самые разные темы: о становлении творческого пути, о том, как пришел к вере, кто был наставником, о первых работах, о любимых студентах, о путешествиях, о городах, странах, музеях, иконах.

Время пролетело как одно мгновение – нам пора возвращаться в академию. Напоследок Иван Александрович показал нам альбом с фотографиями – подарок его выпускников.

Едем домой, молчим, каждый в своих мыслях, раздумьях, впечатлениях. Хочется вернуться назад, чтобы снова почувствовать дух мастерской, а в душе рождается желания как можно чаще устраивать такие теплые встречи.

  • Опубликовано: 6 лет тому назад 17.10.2013
  • Рубрика: Новости