«Ангелов Творец и Господь в буреносные дни мятежа и нестроения велия, восхотев людям страждущим утешение даровати, яви тя, патриаршее притихий и предобрый, яко светило светозарное…» (Икос 1 акафиста свт. Тихону).
9 октября, помимо памяти небесного покровителя нашей Академии, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, церковь также совершает память патриарха Московского и всея Руси свт. Тихона. Двадцать пять лет назад — 9 октября 1989 г.- состоялось его прославление Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, святитель Тихон был причислен к лику святых. И сегодня хочется особо сказать о нем, как о выпускнике нашей Духовной Академии и молитвенном предстателе за нас пред Господом.
В 1917 г. во время поместного Собора было озвучено, что патриаршество есть основной закон высшего управления каждой Поместной Церкви, и соборным решением стало его восстановление в России. Осенью 1917 года владыка Тихон стал одним из трёх кандидатов в патриархи, вместе с Антонием Харьковским и Арсением Новгородским. В то время народная молва оценила его как «самого доброго» из архиереев Русской Церкви. Святитель во всем полагался на волю Божию: не стремясь к патриаршеству, он был готов принять на себя этот крестный подвиг, если Господь призовет его. Так и случилось: 5 ноября посредством жребия, вытянутого слепым старцем Алексием Зосимовским, он был избран патриархом Московским и всея России.
Неизмеримо тяжел был его крест. «Тяжелое время переживает наша Церковь», — писал в июле 1923 года Святейший. Руководить Церковью ему пришлось среди всеобщей церковной разрухи, без вспомогательных органов управления, в обстановке внутренних расколов и потрясений. Ситуация осложнялась и внешними обстоятельствами: сменой политического строя и приходом к власти богоборческих сил, голодом, гражданской войной. Своим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом Патриарх смог собрать воедино распыленные и обескровленные церковные силы. Святейший проявил себя верным служителем и исповедником неповрежденных и неискаженных заветов истинной Православной Церкви. Он был живым олицетворением Православия, что бессознательно подчеркивали даже враги Церкви, называя ее членов «тихоновцами».
Несмотря на гонения, пережив серию арестов, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 5 апреля 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения. Блаженная кончина святителя и исповедника Тихона последовала 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, он умирал с тихой молитвой к Богу, молитвой благодарности, славословя и крестясь «Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Господи, слава Тебе…».
В смирении и подвигах Святейшего Патриарха была видна помощь Божией Матери, Которая всегда опекала и укрепляла его; известно, что первое служение Московского митрополита Тихона было в Успенском соборе в праздник Успения Пресвятой Богородицы, позднее он избирается Поместным Собором перед образом особо чтимой святыни — иконой Владимирской Божией Матери. Патриаршая интронизация состоялась в Кремле, в Успенском соборе в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, и кончина совершилась тоже в Богородичный праздник — Благовещение.
Несмотря на всю свою первосвятительскую занятость, Святейший Патриарх Тихон часто служил. В среднем в месяц он совершал 23—25 богослужений. Это был его благодатный подвиг предстояния престолу Господню и его земное предстояние Царю славы за Русскую Церковь ныне продолжается в предстоянии небесном.
Для меня, как и для многих, хоть чуть прикоснувшихся к жизни патриарха Тихона, он навсегда останется образцом любви, веры и преданности Христу.
История почитания
12 апреля 1925 года патриарх Тихон был торжественно погребен в Московском Донском монастыре. Проститься с Патриархом пришло около миллиона человек, хотя всех прощавшихся в продолжение ста часов не мог вместить Большой собор Донского монастыря Москвы, где до погребения находилось тело усопшего Патриарха. Люди, участвовавшие в прощании со всеми любимым святителем, вспоминали:
«В день погребения Патриарха погода стояла чудесная — тёплая, ясная, весенняя. Служба, по установленному чину началась в 7 ч. утра и продолжалась до наступления темноты. Двери собора были открыты настежь. Это было заупокойное служение всенародное. Духовный и молитвенный подъём был так велик, что даже не слышалось плача. Это было не только погребение Патриарха Тихона, но и всенародное его прославление».
Русская Православная Церковь за границей на Архиерейском Соборе 14 ноября 1981 года прославила патриарха Тихона как исповедника в лике святых новомучеников Российских. 9 октября 1989 года на Архиерейском Соборе Московского Патриархата он был прославлен для общецерковного почитания.
22 февраля 1992 года мощи святителя были обретены в Малом соборе Донского монастыря. Об этом вспоминает архим. Тихон (Шевкунов), участвовавший в обретении мощей свт. Тихона по благословению святейшего патриарха Алексия:
«Несмотря на то, что в склепе была стопроцентная влажность, святые мощи Патриарха Тихона, пролежав в земле 67 лет, сохранились почти полностью. Полностью сохранены: десная рука, большая часть туловища, часть ног, волосы, борода и все кости. Примечательно, что одна из панагий святителя Тихона, сделанная из кости, здесь же, в склепе, полностью превратилась в прах, остался только серебряный оклад. Невольно вспоминается: «Хранит Господь вся кости их». Сохранились и облачения святителя Тихона, Великий Патриарший параман, чётки, патриарший и монашеский параманные кресты, нательный крестик, драгоценная панагия, подаренная архиепископу Тихону духовенством и прихожанами Ярославской епархии. Сохранилась даже вербочка (святителя Тихона хоронили на Вербное воскресенье) и флакон с благоухающим розовым маслом, которым отирали тело Патриарха перед погребением».
Проповедь И оанна Крестьянкина (9 октября 1992 г.)
То, что прославление святителя Тихона совпало с днем преставления любимого ученика Господа, многие видят особый Промысл Божий. Об этом говорит и архимандрит Иоанн Крестьянкин в одной из своих проповедей 9 октября 1992 г., выдержки из которой нельзя не привести сегодня — так точно и сердечно описывает всеми любимый старец эту связь:
«И не возникнет ли у нас вопрос, почему так соединил Господь двух избранников Своих здесь, на земле? Не единым ли сердцем, не единым ли умом жили они, хотя в разное время и в разных условиях, не единое ли дело исполнили, живя на земле, чтобы соединиться и в вечности и на земле в памяти людей. Две свечи горят ныне в Церкви нетленным Фаворским светом, освещая и нам своей жизнью путь к небу. <…>
Оба угодника Божия — святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и Первосвятитель Тихон — многими болезнями и трудами потрудились «во благовестии Христове». Любовь этих учеников к своему Божественному Учителю оказалась сильнее страха перед врагами. Они так возлюбили Господа, что прошли крестным путем, взошли на крест и распяли себя и жизнь свою. Они жили не для себя, но для Умершего за них и Воскресшего. У Креста Спасителя состраждущим Ему был Иоанн. Только его беспредельно любящему сердцу вручил Спаситель Мать Свою, усыновив его Ей. Любимому ученику — любимую Мать вручает Господь на заботу о Ней и попечение до конца Ее дней. У креста, предлежащего Русской Православной Церкви — Невесты Христовой на земле — поставляется святитель Тихон, принимая в грозные годы безвремения на Руси подвиг патриаршего служения. Любимому ученику — любимую Невесту Свою вручает Господь на заботу о ней и сохранение. <…>
Да не хватит нам с вами времени, чтобы перечислить все труды и подвиги ныне вспоминаемых святых мужей. Оба они пронесли проповедь Евангелия Христова в самых жестких, страшных условиях, окруженные один — злобой языческого мира, другой — страшной бесовской злобой от-павших от истины новых богоборцев.
Надеюсь, нам удалось ответить на вопрос, почему в один день судил Господь праздновать память двух Своих чад избранных. И кто ныне, вникнув в жизнь двух Божиих людей, живших в I и XX веках, дерзнет теперь сказать, что закон Божий дан не для всех и не на все времена, если они — эти два примера — свидетельствуют нам сегодня, что все всегда возможно верующему и любящему сердцу. Ибо Господь и вчера, и днесь, и навеки Тот же. У ног Его никому не тесно от первого века Его прише-ствия на землю до последнего. И равные награды ждут работавших Ему в первый час и в последний».
Иконография святителя
Особое почитание святого патриарха выразилось во многочисленных храмах посвященных ему, а также написании его святых икон. За 25 лет, прошедших после прославления свт. Тихона, появился целый ряд его различных иконографических изображений. И здесь стоит сказать, что написание икон новопрославленных святых – задача совсем не простая. При написании иконы иконописец опирается на образцы древних мастеров, изучает древние подлинники, в которых содержится информация о том, как того или иного святого изображать. Здесь описаны особенности лика, цвет и форма бороды, волос, традиционные для него цвета облачения. При написании иконы новопрославленного святого мы не можем опираться на подлинник, не имеем древнего образца для иконы этого святого, а используем древний образец лишь для реконструкции деталей.
Об этой проблеме пишет в своем докладе Армеева Людмила Алексеевна, преподаватель Иконописной школы при МДА:
«Процесс создания икон новопрославленных святых, особенно тех, кто был относительно близок нам по времени земной жизни, проходит всегда непросто и несколько стихийно. Непросто, потому что сохранились прижизненные изображения святого, фотографии. С одной стороны, это хорошо, т.к. они сберегли для нас индивидуальные черты и особенности внешности человека. А с другой, иконописец должен решить крайне сложную задачу – перевести реалистическое изображение в иконописный язык, при этом сохранив в иконе индивидуальность изображаемого. Перевод фотографического или портретного изображения в иконное – этот сугубо творческий момент, и может быть под силу только опытному мастеру.
Стихийным процесс становления иконографии того или иного святого становится потому, что нет, к сожалению, пока в Церкви некоего координирующего органа, который бы мог помочь этому процессу, когда отбирается лучшее и выявляются недостатки, как художественные, так и иконографические».
Можно сказать, что при написании образа новопрославленного святого, в т.ч. и патриарха Тихона, мы, конечно, берем за основу узнаваемые черты святого — это нормально, ведь, если мы посмотрим и на древние иконы, мы всегда отличим апостола Петра от апостола Павла, святой должен быть узнаваем. Но мы несколько идеализируем их и изображаем в иконописной манере, что поможет передаче образа, но не допустит превращения иконы в портрет. Со времени прославления святителя Тихона прошло совсем немного времени, а иконография святых складывается множество десятилетий и в конце остается лишь основное, которое и берется Церковью за основу при написании образа. Поэтому для сложения полной иконографии святителя, потребуется еще время.
Но уже сейчас можно отметить некоторые особенности изображения патриарха Тихона. На имеющихся иконах святитель Тихон часто изображается в традиционном патриаршем облачении — в белом куколе с изображением херувима, боковыми наметками, увенчанным крестом; в зеленой мантии со скрижалями у плечей и у подола. По всей ширине мантии проходят три широкие двухцветные полосы, называемые “источниками”. Также изображаются епитрахиль и поручи. Сверху епитрахили, на длинных цепочках – крест и панагия (медальон с иконой Богоматери). Изображения рук святителя встречается различное:
- правая рука в благословляющем жесте, левая держит посох как знак его усердного архипастырского служения;
- правая рука в благословляющем жесте, левая держит крест как знак исповеднического подвига святителя;
- правая рука в благословляющем жесте, левая держит свиток с надписью из послания патриарха к верным чадам Русской Православной Церкви 1919 г.:
«Чадца мои, не сходите с пути крестного, ниспосланного нам Богом»; - в руках у святителя и крест, и свиток, как знак того, что тот крестный путь, с которого он призывает не сходить верующих, святитель прошел сам.
Также встречаются изображения святителя с Евангелием в руках как проповедника Слова Божия, но тогда (как и при изображении епископского посоха) правильнее писать святителя в богослужебных одеждах – саккосе, омофоре.
Ознакомиться с подробным жизнеописанием святого и службой ему Вы можете пройдя по этой ссылкеhttp://azbyka.ru/days/sv-tihon-belavin
Ниже приводим образы патриарха Тихона.
Иконы патриарха Тихона
На иконе Собора новомучеников и исповедников, написанной группой ведущих иконописцев Православного Свято-Тихоновского Богословского Института по случаю прославления в 2000 году, святой патриарх изображен у центра средника непосредственно слева от увенчанного Крестом центрального престола. Святейший патриарх также изображен на седьмом клейме иконы, которое подчёркивает две основные стороны его служения: исповедничество и духовное попечение о спасении вверенной ему паствы — святитель изображен заточённым в Донском монастыре, благословляющим собравшийся к нему под стены обители народ.
Святейший патриарх также изображен на седьмом клейме иконы, которое подчёркивает две основные стороны его служения: исповедничество и духовное попечение о спасении вверенной ему паствы — святитель изображен заточённым в Донском монастыре, благословляющим собравшийся к нему под стены обители народ.
Икона свт. Тихона, выполненная выпускницей МДА 1997 г. Доленко Н.
Икона свт. Тихона, выполненная Петербургским иконописцем Георгием Гашевым
Преподаватели и студенты нашей иконописной школы также внесли свою лепту в формировании иконографии святителя. Были написаны следующие работы:
Преподаватель иконописной школы при СПбДАиС Жданова Валентина Тихоновна
Выпускница иконописной школы при СПбДАиС, 2011 г., Татьяна Панибог (преподаватель Козлов А.В.). Ее дипломная работа — икона избранных новомучеников и исповедников Российских. Венчает этот собор образ патриарха Тихона.
Выпускник иконописной школы при СПбДАиС 2012 г. Домацких Владимир (преподаватель Кусов И.А.). Уже по окончании иконописной школы им была написана уникальная икона — Собор святых Санкт-Петербургской Академии специально для нашего академического храма.
Икона включает в себя и образ патриарха Тихона, как выпускника нашей Академии и молитвенного предстателя за всех учащих и учащихся.
Выпускник иконописной школы при СпбДАиС 2013 г. Коноплев Владимир (преподаватель Жданова В.Т.). Его дипломной работой стал деисусный образ святителя, написанный для иконостаса Важеозерского мужского монастыря, Карелия.
Использованные материалы
- Слово в день памяти Иоанна Богослова и святителя Тихона архимандрита Иоанна Крестьянкина 26 сентября (9 октября) 1992 года http://www.pravoslavie.ru/put/1790.htm
- «Древо», открытая православная энциклопедия http://drevo-info.ru/articles/17044.html
- «Святейший Патриарх Алексий благословил установить новое празднование в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского», 18.I.2008: http://www.pravoslavie.ru/news/080118103251
- Акафист святителю Тихону, патриарху Московскому и всея России чудотворцу http://akafistnik.ru/akafisty-russkim-svyatym/akafist-svyatitelyu-tikhon…
- Артемьева Л. А. Иконография, посвященная святителю Феофану Затворникуhttp://svtheofan.ru/item/1290-apmeeva-lyudmila-alekseevna.html
Вероника Жук, 3 курс ИО