«Тот образ, который пишется с благоговением, впитывает от благоговейного иконописца Благодать Божию и передаёт людям вечное утешение. Иконописец «перерисовывает», переводит себя на ту икону, которую он пишет, поэтому его душевное состояние имеет большое значение. «…»Иконы проповедуют и проповедуют веками. И когда кто-то, например, человек, которому больно, бросает взгляд на икону Христа или Божией Матери, то получает утешение»

— прп. Паисий Святогорец
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Новости  >  Текущая запись

Выставка «Древнерусская фреска в зеркале времени» во Пскове

20.01.2015

На время зимних каникул мы разъезжаемся по разным городам. В Святочные дни особенно хочется чего-то светлого, хочется провести их с пользой для души. Мне удалось побывать в древних городах Пскове и Новгороде, посетить уникальную выставку «Древнерусская фреска в зеркале времени», открывшуюся 19 декабря в Псковском Государственном музее-заповеднике. На выставке были представлены копии фресок, выполненные на копировальной практике преподавателями и студентами Санкт-Петербургской Академии художеств.  

Экскурсию проводила Шулакова Тамара Васильевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна и искусств Псковского Государственного университета. Запомнилась история, которой талантливый экскурсовод начала рассказ о выставке. Когда на экспозицию привели одного ребенка, обойдя залы, мальчик на вопрос, не устал ли он, сказал: «Я полон». А на вопрос, что больше всего ему понравилось, ответил:  «Золотой свет». Вот такое верное восприятие церковной живописи у маленького чистого человечка. 

Как рассказал Александр Константинович Крылов, руководитель мастерской церковной живописи Института им. И.Е. Репина, «копии фресок представляют русскую монументальную живопись на протяжении 500 лет, причем, всю Россию: Москва, Поволжье, Новгород, Псков, Ладога и др.»          

Начинаем осмотр с первого зала, где выставлены копии Псковских фресок 12, 14 — 15 веков из храмов Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, церкви Успения в Мелетово, церкви св. Георгия в Старой Ладоге  и собора Рождества Богородицы Лужицкого монастыря в г. Можайске, основанного преп. Ферапонтом Белоезерским, и расписанного псковскими, новгородскими и московскими мастерами. Перед нашими взорами раскрывается строгость образов, спо-койное мерцание тепло-охристой и лазуритовой с псковской червленью гаммы. Рядом с шедевром византийских изографов – фресок Мирожского монастыря – первые самостоятельные опыты псковских мастеров собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. С одной стороны, устоявшиеся традиции греческой живописи, выверенные пропорции, внутреннее спокойствие фигур, звенящие чистые лазуриты. С другой – первые, но смелые и талантливые шаги зарождающейся школы, динамичность фигур, даже горячность, эмоциональность  образов, экономия красок.

Незаслуженно забытые шедевры  — фрески храма Успения в  с. Мелетово под Пско-вом (1465 г.). Храм отличается сложной иконографической программой, интересными сюжетными сценами. Например, иллюстрация повести об Анте скоморохе, включенной в сборник «Луг Духовный», или «Лимонис»,- сочинение палестинского монаха Иоанна Мосха (7в.). Это произведение, известное в болгарских и русских переработках, содержит рассказ о скоморохе, который в своих песнях богохульствовал, понося Пречистую Богоматерь. Кара не замедлила себя ждать: у кощунника отсохли руки и ноги. После чистосердечного раскаяния Анта, всепрощающая Богородица исцелила его. Возвративший здоровье скоморох стал воспевать свою Избавительницу.

В верхнем регистре изображена Богоматерь у одра скомороха, касающаяся десницей его уст и дающая  дар священных мелодий. В нижней сцене он сидит на троне в облике божественного певца, напоминая Давида-арфиста. Слева от христианизированного скомороха пляшет женщина, похожая на пророчицу Мариам, справа — толпа зрителей, среди которых Сама Богородица. 

 

  • Опубликовано: 4 года тому назад 20.01.2015
  • Рубрика: Новости