«Вопрос церковного искусства есть вопрос веры, и нет тому более выразительного свидетельства, чем икона. «…» Именно она показывает единство веры, жизни и творчества.»

— Л. А. Успенский
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Публикации  >  Текущая запись

Благовещение Пресвятой Богородицы

07.04.2015

Благовещение Пресвятой Богородицы – великий двунадесятый и богородичный праздник Вселенской Церкви. Благовещение (по-гречески «Эвангелизмус») означает «благая» или «добрая» весть. Благовещение в Евангелии изображается, как Божественное событие, явившее радость всему миру. «Странное и неизреченное чудо» — поется об этом в светильне праздника. Возвестил архангел Гавриил Пречистой Деве: «Без семени человеческого соткется в Ее теле плоть Того, Кто обновит весь мир».

Икона Боговоплощения – образ этого события, отмечаемого 7 апреля (по старому стилю — 25 марта). Событие имеет богатую богословскую трактовку в проповедях отцов церкви, в гимнографии, литургическом воспевании праздника, а также в апокрифах и предании, что значительно повлияло и сформировало иконографию Благовещения.

По времени установления праздник Благовещения является одним из древнейших. Празднование Благовещения восходит к IV в. Установлению особого праздника Благовещения способствовало открытие св. равноапостольной Еленой в начале IV в. святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов в этих местах (в частности, в Назарете). Название праздника в древности не было устойчивым. Современное греческое название «евангелисмос» появляется лишь с VII в. В древности празднику Благовещения давали разные названия: зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение ангела Марии.

В событии Благовещения Девы Марии Церковь полагает начало спасения рода человеческого, явление таинства от века предопределённого, исполнение обетований, данных Богом Аврааму, Исааку, Иакову и Давиду. Эти истины ясно выражены в тропаре праздника: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление». Этим событием открывается Евангельский цикл христианских праздников.

Источниками, в которых рассказывается о Благовещении, являются Евангелие и апокрифические сочинения, возникшие уже в раннехристианскую эпоху. Событие явления архангела Гавриила Деве Марии описывается только в одном Евангелии — от Луки. К апокрифическим текстам, на которые опирается сюжет «Благовещения», относятся: «Протоевангелие Иакова» и «Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» (известна также как «Евангелие Псевдо-Матфея»). Апокрифические тексты не изменяют общей истории о явлении Марии архангела Гавриила с вестью о рождении от неё Спасителя, но добавляют к этой истории ряд подробностей, которые легли в основу иконографии этого праздника.

Согласно Евангелию от Луки архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира:

«Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». (Лк. 1:28-33)

По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила : «Радуйся, Благодатная» — стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. Архангельское приветствие упразднило приговор, осудивший мир на проклятие и дало человечеству право радоваться и надежду на спасение. Феофилакт Болгарский в толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей»(Быт. 3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: «Радуйся, Благодатная!» Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: «Благословенна Ты».

Благовещение — это исправление событий, происшедших в первозданном раю. Тогда с женщины началось грехопадение со всеми его последствиями, а теперь Дева Мария становится началом всех благ. Богородица становится новой Евой. Там был осязаемый рай; ныне же — Церковь Христова. Там Адам — здесь Христос. Там Ева — здесь Мария. Там древний змий — здесь архангел Гавриил. Там шепот змия-обольстителя — здесь приветствие архангела Гавриила. Так было исправлено непослушание Адама и Евы — послушанием Девы Марии.

Дева Мария, уверившись, что в словах архангела Гавриила слышит волю Божию, произнесла весьма значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Бога-Слова. Своей покорностью и согласием, по мнению Афанасия Великого, Мария выразила своё исповедание веры, всецелое принятие воли Божией, которое явилось примером для всех последующих подвижников христианской жизни. Он сравнивает её со скрижалью, «на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хощет». Так открылась в истории великая тайна Боговоплощения: «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Иоан. 1,14).

И в Матери Божией сосредоточилось все участие человеческой воли в деле Божия домостроительства, в самом Божественном замысле спасения мира. Вся судьба человеческого рода зависела от того, какой ответ даст Приснодева Мария архистратигу Гавриилу. И на всех иконах Благовещения запечатлена эта беседа Архангела Гавриила и Матери Божией. Дух Святой, наитием Своим определивший вочеловечение Бога-Слова, исполнил весь Ветхий Завет, всю жизнь ветхозаветного Израиля полнотой пророческих предречений о воплощении Сына Божия от Девы. Одно из особо значимых пророчеств – это речение пророка Исайи: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14).

Праздник Благовещения соименен Евангелию (по-гречески «евангелие» как раз и означает «благая, Радостная весть»). Поэтому в храме икона Благовещения всегда находится в самом центре – на Царских вратах, то есть на вратах, ведущих из храма в алтарь. Врата являются одним из символов Богоматери, образом, встречающимся в ветхозаветном пророчестве Иезекииля об обращенных на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь. Именно через эти врата к людям и выносится Чаша, позволяющая причаститься к Телу и Крови Сына Марии. Так вся символика Царских врат связана с благовествованием: через Благовещение Слово стало той плотью, которую мы можем вкусить в Причастии.

Для иконописца изображение события Благовещения – задача, которая без особой благодатной помощи Божией, почти трудновыполнимая, поскольку ему предстоит изображать на иконе – тайну. Иконография «Благовещения» весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет отличающиеся друг от друга изводы. Данное разнообразие обусловлено тем, что иконография праздника основана не только на евангельском тексте, но вместе с тем отражает и влияние апокрифов, главным образом «Протоевангелия Иакова» и «Евангелия псевдо-Матфея». На это указывают: присутствующий в композиции Благовещения мотив рукоделия, Благовещение у источника (кладезя) – эти сюжеты восходят к апокрифическим рассказам.

Ранние изображения можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся композиции, где Богородица представлена сидящей слева или, реже, справа от архангела. Она может просто слушать, делая жест рукой, или прясть. Ко второй группе можно отнести сцены, в которых Богоматерь изображена вставшей навстречу благовестию архангела. Происхождение этого типа иконографии связано с особенностями церемониала: императорские указы всегда выслушивались стоя.

 Изображения, трактуемые как «Благовещение», встречаются уже в росписях катакомб Присциллы (2-я пол. II – 1-я пол. III в.), Петра и Марцеллина (2-я пол. III – 1-я пол. IV в.), Нового кладбища на Виа Латина (сер. IV в.).

Росписи катакомб Присциллы. 1-я пол. III в. Рим

 

Уже к V веку складываются основные принципы иконографии праздника — это двухфигурная композиция, представляющая Архангела и Богородицу. Главным изводом в иконографии праздника является «Благовещение с пряжей». Мотив работы с пряжей встречается во множестве произведений, как в иконах, так и в росписях стен.

Софийский собор. Ок. 1037г. Киев. Совмещенные фрагменты алтарных столбов.

В раннехристианский период получил распространение иконографический тип «Благовещения у источника (кладезя), основанный на апокрифических преданиях. Н.В. Покровский в своем фундаментальном труде «Евангелие в памятниках иконографии» называет такие изображения «Предблаговещением», поскольку в них изображается не собственно Благовещение, а момент, ему предшествовавший. Сюжет «Благовещение у источника» можно встретить на стенах византийских  и древнерусских храмов в составе цикла росписей, посвященных Богородице.

Благовещение у кладезя. Фреска из «Акафистного цикла» росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502-1503 гг.

В иконах «Благовещение с Младенцем во чреве» («Устюжское Благовещение») делается попытка представить идею непорочного зачатия. Небесная полусфера, благовествующий Ангел, смиренно стоящая Приснодева, отсутствие конкретного места действия — все это служит цели показать прикровенность и таинственность Боговоплощения. Становление Божиего Слова плотью соотносится здесь с созданием Богоматерью храмовой завесы, как об этом говорится в восьмой песне Великого канона преп. Андрея Критского: «Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистину Тя почитаем».

Устюжское Благовещение. Икона. XII в. Третьяковская галерея. Москва

Начиная с XII века художники обращаются к апокрифическому тексту, сообщающему, что в момент явления архангела Приснодева читала Священное Писание. Богоматерь начинает изображаться с книгой в руках или перед аналоем, на который положено раскрытое Писание (рис.17). Этот иконографический вариант получил широкое распространение в Западной Европе, откуда он в конце XVI века проникает на Русь. В период Позднего Средневековья и Нового времени русские мастера часто изображают Богородицу читающей книгу пророка Исаии, а Архангела Гавриила с пальмовой ветвью или лилией в руке.

Икона из иконостаса церкви села Селезениха Тверской губернии. Кон. XVIII в. ГосНИИР,  Москва

Изображение Благовещения Пресвятой Богородицы встречается не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье. Почитание праздника Благовещения выразилось также в посвящении многочисленных храмов и монастырей.

Церковь зрит в Благовещении великую тайну для человеческого разума. Событие воплощения Бога-Слова непостижимо для человеческого ума. Однако недостаточно праздновать событие Божественного воплощения лишь внешне. Мы должны приближаться к постижению полноты смысла и значения праздника всем своим бытием и духом. Согласно Святым Отцам Церкви (св. Григорию Нисскому, cв. Максиму Исповеднику, cв. Симеону Новому Богослову, преп. Никите Стифату), происшедшее с Богородицей «по телу», происходит «по духу» с каждым, чья душа девствует, т.е. очищается от страстей. Родившийся однажды «по плоти» Христос всегда желает родиться «по духу» от жаждущих этого, и стать младенцем посредством различных добродетелей. Духовное зачатие и рождение становятся осязаемыми, когда исчезает желание грешить. Тогда в человеке больше не действуют страсти. Он начинает презирать сам грех и постоянно стремится исполнять волю Божию. Это зачатие, а затем и рождение приобретаются посредством исполнения заповедей Божиих, но, главное, с погружением разума в сердце и непрерывной молитвой. Тогда человек поистине становится храмом Всесвятого Духа.

Ольга Семенова

  • Опубликовано: 4 года тому назад 07.04.2015
  • Рубрика: Публикации