Вхожу в общую врачебницу душ — церковь, терзаемый заботами, как терниями. Цвет живописи влечет меня к созерцанию и, как луг услаждая зрение, незаметно вливает в душу славу Божию

— Преподобный Иоанн Дамаскин
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Новости  >  Текущая запись

В Духовной Академии прошла защита дипломных работ студентов Иконописного отделения.

27.06.2016

27 июня в Духовной Академии прошла защита дипломных работ студентов Иконописного отделения.

Большой общий дипломный проект этого года представляет собой ряд икон для храма в честь Сошествия Святого Духа, построенного в Колпино. Студенты выполняли образы, которые стали частью цельного храмового пространства.

Афанасьева Вероника написала образ святой великомученицы  Екатерины в традиционных для её иконографии царских одеяниях, что отражено в древних иконописных подлинниках. Красный и синий цвета облачений говорят о мученическом подвиге и Божественной мудрости святой. В качестве образца была взята синайская икона XIII в., был разработан детальный рисунок в соответствии с масштабом, а письмо ориентировано на иконописную традицию XV века.  Второй работой стал  образ святого равноапостольного  князя Владимира – просветителя Русской земли.  В своем слове студентка отметила, что традиционно сложилась иконография святого князя, где он изображается с сыновьями – страстотерпцами  Борисом и Глебом. Поэтому при выполнении дипломной работы стояла задача разработки одиночного изображения святого.

_dsc0678 _dsc0679

Мария Русу написала сложную по композиции икону «Собор двенадцати апостолов», имеющую в основе слова из Евангелия от Иоанна: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот принесет много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (15: 5). В центральной части иконы представлены святые апостолы Петр и  Павел, держащие Церковь, а по краям изображены апостолы на лозе, исходящей от Христа. Также Мария  написала икону великого святого IV века, сподобившегося от Бога дара чудотворений — Святителя Николая. За основу был взят древний образ XIV века из монастыря Хиландар на Афоне.

_dsc0696 _dsc0682

Ушакова Людмила создала три образа:   Казанскую икону Божией Матери,  образ святой великомученицы Татианы  и святителя Луки Крымского. Работа над последним образом оказалась наиболее трудоемкой, так как святитель является практически нашим современником. В процессе написания иконы использовался богатый фотографический материал и прижизненные портреты, биографические материалы, статьи и публикации. Зеленый цвет облачений святителя  говорит о принятом богослужебном облачении на дни памяти подвижников и означает духовный подвиг, оживотворение человека благодатью Святого Духа. Этим подчеркивается подвиг принятия монашества в тяжелые годы семейной трагедии и революционной России.

_dsc0694 _dsc0691 

 

Елена Шпак создала образы святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобного Серафима Саровского. Особенно комиссией был отмечен образ блаженной Матрены Московской. Сейчас можно встретить 2 варианта иконографии святой: с закрытыми и открытыми глазами. Выбор второго варианта был неслучаен: во-первых « в Царствии Небесном не существует телесных недугов — «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная», во-вторых блаженная Матрена обладала даром духовного зрения, а в-третьих глаза имеют важное значение в изображении, так как через них происходит общение с личностью святого» — объяснила Елена.

_dsc0670 _dsc0676

_dsc0602

_dsc0499

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иконы небесных покровителей  Города на Неве — свя тых князя Александра Невского  и блаженной Ксении Петербургской  — написал Глеб Князев. В своем слове он раскрыл символику цвета и одежд святых, основанную на агиографическом материале, а также смысловое значение  жестов. Особенно интересно оно в иконе блаженной Ксении: правая  рука поднята в молитвенном жесте, левая опирается на клюку. Такая динамика помогает раскрыть символизм иконы: смирение и вместе с тем возвеличение духа святой.

_dsc0672 _dsc0671

 

Храмовый образ «Сошествия Святого Духа на Апостолов» создала  Ольга Семенова на основе иконы Праздника из Кирилло-Белозерского монастыря и иконы-таблетки из Софийского собора Великого Новгорода. Второй работой дипломного проекта являлся образ всероссийского пастыря – святого праведного Иоанна Кронштадтского. По сложившейся иконографии святого изображают с потиром в руке, что напоминает о его подвиге ежедневного  служения Божественной Литургии, собиравшей в Кронштадте огромное количество людей. Проповеди батюшки Иоанна пробуждали в людях горячую веру и глубокое чувство покаяния.

uhvartdcbea

Дипломным работами Виктории Цюпко стали образы святого великомученика и целителя Пантелеимона и преподобного Сергия Радонежского. В качестве образца для первой работы была взята византийская  икона XII века, тщательно изученная Викторией.  Шитый покров с мощей преподобного Сергия (XV в.) стал незаменимым материалом для создания  образа игумена земли Русской. Этот образ стал парным к иконе преподобного Серафима Саровского.

_dsc0689 _dsc0684

Отдельным проектом стала дипломная работа Анны Голубевой — житийная икона преподобного Серафима Вырицкого. В основу иконографии легли прижизненные портреты и _dsc0734фотографии святого. Однако икона далека от фотографичности – она создает идеальный образ подвижника и молитвенника. Святой изображен в одеждах Великого ангельского образа – со схимой, надетой на мантию и куколем на голове. Разработка иконографии клейм велась на основе биографических материалов и богослужебных текстов. Они раскрывают основные события жития святого: верхний ряд повествует о жизни с миру, клейма справа и слева от центрального образа – о жизни в  Александро-Невской Лавре, два нижних ряда – о жизни в поселке Вырица близ Санкт-Петербурга.  Уникальность этого дипломного проекта в том, что ранее житийной иконы преподобного Серафима Вырицкого не существовало, и Анной Голубевой была проделана огромная работа по разработке композиции каждого из клейм и всей иконы в целом. Как отметил рецензент В.Т. Жданова, работы для Анны была желанной, так как её бабушка была духовным чадом  преподобного Серафима.

j8fzuy2_l7i

Владыка ректор, заведующий отделением архимандрит Александр, а также все рецензенты отметили высокий уровень иконописных работ: их техническое мастерство и духовную наполненность.  Слова благодарности прозвучали в адрес руководства, педагогов и особенно куратора  курса – И.А. Кусова. Все дипломные работы удостоились отличных оценок.

 

protokol_zashchity  

  • Опубликовано: 3 года тому назад 27.06.2016
  • Рубрика: Новости