«Приступающим к изучению техники иконописного дела прежде знакомства с рисунком, материалами и способами их применения необходимо понять священный характер этого искусства, его высочайшее назначение и теснейшую связь с жизнью Церкви. Иконопись — это не просто искусство, это искусство церковное.
Икона — это книга о вере. Языком линий и красок она рассказывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы.»

— Монахиня Иулиания (Соколова)
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Публикации  >  Текущая запись

Как подготовиться к практическому экзамену.

15.06.2017

С 5 по 7 июля 2016   года пройдут вступительные экзамены нового учебного года на Иконописное отделение СПбДА.  Помимо устных экзаменов и собеседования, поступающие сдают экзамен по профилю иконописной школы, который состоит в следующем задании: нарисовать и выполнить в цвете образец или фрагмент иконы. Материал — акварель с белилами, гуашь или темпера (по выбору), бумага размером 30 х 20 см, время выполнения — 4,5 часа (в 1 день). К экзаменационной работе предъявляются следующие требования: грамотное расположение изображения на листе бумаги, передача характера изображения, движения, пропорций, соблюдение соответствующих образцу цветовых и светотоновых отношений. Необходимо также представить не менее 10 собственных работ, желательно иконописного направления: иконы, миниатюры, эскизы к иконам и росписям, копии (допустимо часть из них представить в фотографиях; при отсутствии или недостаточном количестве подобных работ можно представить иные художественные работы). Мы бы хотели рассказать нашим абитуриентам как подготовиться к практическому экзамену и просмотру домашних работ. В качестве домашних работ  можно предоставить :1_7

  1. Прориси икон.   Прорисьв древнерусском искусстве и иконописи контурный рисунок, сделанный с оригинала кистью через кальку.

В более широком смысле сам по себе художественный термин  обозначает подготовительный контурный рисунок, предшествующий живописи. Линия в иконе очень важна не только на этапе знаменования иконы на доску, но и на всех последующих этапах. Ведущие иконописцы продолжают тренировать линию с помощью прориси даже имея многолетний опыт работы. Поэтому владение линией так важно на раннем этапе становления иконописца. Для работы над прорисью вам понадобятся:

  • Образец качественной прориси древней иконы (см. альбом)
  • Лист кальки того же размера
  • Кисть (белка или колонок) среднего или малого размера (№1-3).
  • Тушь черная

К прориси – образцу прикрепляется лист кальки (скрепками или бумажным скотчем). Тушь для работы лучше немного развести водой. На кальке необходимо повторить контурный рисунок. Работая кистью, следует соблюдать толщину линий оригинала, постараться линией построить форму.«Линия сухая, однообразная, везде тонкая, как проволока, не есть достижение; она должна идти свободно, сочно, живописно, но в ней не должно быть беспорядка, небрежности, каждая должна быть оправдана строгой, продуманной необходимостью»   – пишет монахиня Иулиания (Соколова) в своей книге «Труд иконописца». С. И. Голубев так писал о значении линии в иконе «Каждая линия прориси должна петь, каждую надо прочувствовать, создать, дать ей жизнь». Для наглядного представления работы на просмотре лучше оформить лист кальки с прорисью на белый лист. Образцы прорисей вы можете в альбоме в нашей группе Вконтакте: https://vk.com/album-80064689_2293154502_4

  1. Рисунки ростовых фигур, горок, архитектуры.

На просмотре работ также важно предоставить графические рисунки иконописного направления. Можно начать с горок, архитектуры постепенно переходя на рисунок фигур. Абитуриентам, имеющим серьезную художественную подготовку также можно представить рисунки ликов. Абитуриентам, не имеющим художественного образования, лучше не выполнять подобных рисунков, так как есть большая вероятность серьезных ошибок. Рисунок и письмо ликов – уровень второго курса иконописной школы и, не имея должной художественной подготовки, к нему следует идти постепенно. Образцы рисунков нужно брать с древних икон, фресок. Для начинающего иконописца икона, взятая для образца, должна быть хорошей сохранности, чтобы избежать ошибок в рисунке. В качестве образцов можно взять иконы — таблетки Великого Новгорода (https://vk.com/album-80064689_228976462), иконы Кирилло – Белозерского монастыря ( https://vk.com/album-80064689_229132728  и https://vk.com/album-80064689_229020849 ), в т. ч. и, хранящуюся в Русском музее икону «Похвала Богородицы» (https://vk.com/album-80064689_228775602). ????????????????????????????????????Монахиня Иулиания (Соколова) так писала о значимости рисунка в иконе: «Относительно же рисунка надо заметить, что он является очень ответственным моментом работы. В старых иконописных мастерских нанесение рисунка на доску поручалось наиболее опытным мастерам — «знаменщикам», которые «знаменили» рисунок, то есть наносили его на левкас.   4_4     К рисунку могут быть предъявлены следующие требования: он должен быть графически четким, в нем требуется линия уверенная, твердая, легко намечающая детали иконы — архитектуру, ландшафт, — черты ликов, пряди волос, грамотно набрасывающая складки одежд, которые, в свою очередь, должны лаконично намечать строение фигур. С точки зрения композиции рисунок должен быть правильно размещен на плоскости, без перекосов и смещений. Прекрасные образцы всех этих достоинств рисунка дают древние иконы лучших мастеров. Хороший рисунок сразу не дается, он достигается постепенно, незаметно, соразмерно со старанием, терпением и настойчивостью человека. Необходимо постоянной практикой вырабатывать в себе твердость руки, остроту глаза. Выполни поставленную перед собой задачу, будет ли она самая простая или сложная, со всей старательностью и умением, каким ты обладаешь сегодня, тогда завтра ты сделаешь лучше». 5_3

  1. Работы, выполненные в цвете: иконописный пейзаж и ростовые фигуры.

Изображение ростовой фигуры в цвете является профильным вступительным экзаменом. Выполняя домашние работы, Вы можете подготовиться к этому заданию. Для выполнения работы в цвете необходимо брать плотные альбомные листы (или акварельную бумагу). Материал — акварель с белилами, гуашь или темпера. Образцами для подобных работ также должны служить древние иконы и фрески хорошей сохранности. Рисунок и построение формы в иконе своеобразны. Письмо фигуры можно разделить на следующие этапы:

  1. Роскрышь или раскрытие (закладка основных тонов). Роскрышь не должна быть очень плотной и, наоборот, очень прозрачной.
  2. Высветление одежд (пробела) — построение формы поэтапным светом. Обычно свет строится в 3-4 этапа. Каждый последующий меньше по площади, чем предыдущий и светлее.
  3. Притенения (построение формы тенью).

Во время работы над фигурой и в конце (по необходимости) можно обновить контурные описи. Описи должны быть цветными (не черными), с разной насыщенностью (в зависимости от формы). Для людей, не знакомых с техникой иконописания, приведем слова монахини Иулиании (Соколовой): «Когда рисунок готов, икона, как говорят иконописцы, «раскрывается». Раскрыть икону — значит, заложить основные тона. При решении этой задачи необходимо помнить, что каждая икона имеет свой особый целостный колорит, который следует беречь. Поэтому не рекомендуется брать цвета произвольно; это не рекомендуется особенно начинающим знакомиться с иконописью. <…> Начинать надо с простых изображений, например, отдельных святых, и переходить к более сложным. Раскрываются сначала основные тона, то есть те, которые наносятся прямо на левкас и лежат в основе последующей работы — высветлений и притенений. На иконах можно наблюдать тона, наложенные и густоравномерно (достигается нанесением краски в 2–3 слоя), и легко — «наливом», то есть жидко или даже прозрачно — «водко», часто и не вполне равномерно. Лучше всего, чтобы левкас слегка просвечивал. Некоторая неравномерность создает эффект вибрации тона и придает живописи особую жизненность и легкость. Работа, выполненная в густых непроницаемых тонах, выглядит тяжелой, и этого следует избегать. Однако как бы искусно ни был проложен основной тон, после полного высыхания на нем могут обнаружиться такие неровности, которые требуют поправок. Поэтому каждый тон надо составлять с учетом последующих поправок, чтобы по высыхании проложенного тона им же полусухо пройти кисточкой самые светлые места (и раз, и два, и три). Но это выравнивание возможно только после полной просушки раскрытой поверхности, и делать его надо так, чтобы кисточка не оставляла клякс.  Начинать закладку тонов лучше с тех, которые на иконе занимают большую площадь по сравнению с другими; во всяком случае с «доличного», то есть с того, что пишется до ликов. После раскрытия всех тонов общий колорит иконы должен подсказать, каков должен быть в основном и тон ликов. Если общий колорит изображения решен в холодных тонах, то основной тон ликов должен быть теплым, и наоборот. При нанесении тонов следует закрывать и черные линии прориси. Взять правильно тон, который мы видим в оригинале, не так просто, особенно на первых этапах работы. Трудность заключается в том, что искомый тон в оригинале находится в окружении других тонов, которые сильно на него влияют, а на новой доске — чистый белый грунт, своей белизной значительно утемняющий тон. После того как икона «раскрыта», по едва просвечивающейся под тоном прориси прописываются все лики и контуры рисунка. Цвет описи бывает или в том же тоне, что и основной, лишь немного темнее, или другой. При описи контуров и складок одежд необходимо обращать особое внимание на их живописность и не впадать в сухость и однообразие линий. Красота линии зависит от изящества ее вибрации, различной насыщенности и ритмической плавности. Ритмом в иконе называется искусство проведения линии определенного размера, определенной силы, на определенном месте и в определенном направлении. Чувство иконописного ритма развивается путем наблюдений. После росписи по одеждам искусно наносятся пробела — высветления по выпуклым местам фигуры. Пробела разделываются 2–3 раза, каждый раз сокращаясь в площади. Их первый тон лишь немного светлее основного тона, второй значительно светлее и меньше по площади, наконец, третий — самые светлые черточки, которыми отмечают наиболее выступающие места складок. Большей частью пробела делаются в том же цвете, что и основной тон одежды, но иногда — в другом цвете. Так, например, иногда по ярко-красному и темно-малиновому тону пробела даются зеленоватые или слабо-голубые; по желтому — также голубые и т. п. При этом надо иметь в виду, что белила, положенные в чистом виде на любой тон, всегда приобретают голубоватый оттенок, поэтому, если требуется погасить эту голубизну, в составляемый тон пробелов добавляют какую-нибудь желтую краску, чтобы приблизить высветления к основному цвету одежды. Если же, наоборот, надо дать голубоватые пробела, нельзя добавлять к белилам, которые сами по себе синеют, еще синюю краску, достаточно взять черную и для смягчения охру светлую. При нанесении пробелов следует внимательно относиться к их характеру и точнее придерживаться образца. Опыт покажет, как глубоко понимал свое дело древний художник и как осмысленно давал он каждый мазок и штрих в драпировках фигур. При этом не следует забывать, что чрезмерная сухость и графичность пробелов не есть достижение. Наоборот, они должны лежать сочно и обязательно на своем месте. Пробела, положенные неграмотно, могут исказить всю фигуру, поэтому необходимо, внимательно всматриваясь, осознавать закономерность этих высветлений. Пробелами высветляют не только одежды, но и горки, и постройки, которым на языке иконописи усвоено название «палаток», и деревья. Вдумчивое копирование древних хороших образцов передает их характер и значение. После нанесения пробелов-высветлений, выявивших фигуру, обычно углубленные места притеняются прозрачной краской того же тона, а также (часто) по контурам наносится, как говорят иконописцы, «приплеск» — притенения большей или меньшей силы. Основной цвет (зеленовато — коричневый) телесных  частей в иконе — санкирь закладывается при общем раскрытии всего изображения». Для наглядного представления работы на просмотре лучше оформить лист с изображением на белый лист. Образцы работ, выполненных в цвете, представлены в альбомах Вконтакте, посвященных иконописному пейзажу и фигурам и разделкам одежд:https://vk.com/album-80064689_229203355 и https://vk.com/album-80064689_229313847 соответственно.

  1. Разработка высветлений в технике «гризаль»

Потренироваться в построении формы можно не усложняя цве7_2т – в технике «гризаль». Подобные работы можно выполнять и краской, и карандашом. Гризаль краской: закладывается основной цвет одежды, пробелами строится форма, каждый последующий уровень высветлений светлее, в него добавляется больше белил. Можно выполнить эту технику на тонированном листе белилами. Гризаль карандашом: цветным карандашом на белом листе выполняется построение формы в негативном варианте.  В пособиях для иконописцев — Лицевых подлинниках — традиционным является использование негативного изображения разделки пробелов: самый темный мазок соответствует самому светлому. 6_2 Разработка высветлений в этой технике может являться и подготовительной частью выполнения работы в цвете. Это поможет еще в черновом варианте решить возникшие вопросы, более обдуманно подойти к построению формы, избежать ошибок и исправлении в работе. Для наглядного представления работы на просмотре лучше оформить лист с изображением на белый лист. 8_1_0 8_2_0       Рекомендуемая литература:

  1. Монахиня Иулиания (Соколова М. Н.) . Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995
  2. Шеко Е.Д., Сухарев М.И. Основы иконописного рисунка. Православный Свято- Тихоновский Гуманитарный  Университет (ПСТГУ), 2014

Желаем успехов! Если у вас возникли вопросы, задавайте их в теме https://vk.com/topic-80064689_33801611

  • Опубликовано: 8 лет тому назад 15.06.2017
  • Рубрика: Публикации