27 июня состоялась защита дипломных работ студентов Иконописного отделения. Итогом последнего года обучения стал местный ряд иконостаса для Военной Академии материально-технического обеспечения, а также 10 икон для Успенского храма Духовной Академии. На защите присутствовали ректор Академии архиепископ Петергофский Амвросий и епископ Североморский и Умбский Митрофан.
Заведующий отделением архимандрит Арександр (Фёдоров) и куратор курса Валентина Тихоновна Жданова подчеркнули сложность задачи, которая стояла перед выпускниками: непросто создать коллективную работу, чтобы она была цельной – ведь все ребята разные по характеру и сложившемуся методу работы.
Майя Коваленко написала два образа. За образец первой была взята Коневская икона Божией Матери – список с образа, привезенного Арсением Коневским с Афона в XIV веке. Голубь в руках Младенца Христа – не только знак жертвы за грехи человечества, но и древний символ человеческой души, которую Господь держит в Своих руках. Петровский образ Божией Матери потребовал переработки, в связи с уточнением анатомии. Оба образа получились очень гармоничные. Рецензент Дмитрий Геннадьевич Мироненко отметил личный рост Майи, которая начала обучение иконописи после получения профессии физико-математического профиля.
Анна Максимова написала образ праведного Феодора Ушакова и Смоленскую икону Божией Матери. Работа над образом святого адмирала была интересной и непростой. Традиционные одежды военного дополнил воинский плащ, какой можно увидеть на иконах святых воинов — он позволил сделать образ более лаконичным. Теоретических знаний и точности потребовало изображение деталей – орденов и оружия. Ведь то, что образ будет находиться в Военной Академии, предъявляло высокие требования и к этой части работы. Еще нет разработанной иконографии Феодора Ушаково, и этот образ, созданный Анной, стал новым в своем роде.
Послушница Маргарита (Масленникова) посвятила год созданию двух образов Божией Матери. Интересно, что и Казанская икона и Знамение – святыни Академического храма. Эта дипломная работа, по словам послушницы Маргариты, отразила связь с традициями не только нашей Академии: Царскосельский образ Богородицы «Знамение» в 18 веке находился в Смольном монастыре.
Три иконы в качестве диплома были написаны Дмитрием Пустоваловым. За основу образа Богородицы была взята икона, приписываемая Феофану Греку, именуемая Донская. В своем слове Дмитрий подчеркнул глубокий богословский смысл образа, связанного с победами Руси и поминовением воинов. Образы Спасителя и Богородицы для местного ряда иконостаса отличаются своей монументальностью. Рецензентом было особенно отмечено техническое мастерство Дмитрия и ответственный, самозабвенный подход к работе.
Анастасия Разенкова написала Феодоровскую икону Божией Матери, а также икону первомученика архидьякона Лаврентия. Особенно хорошо – по словам Ивана Александровича Кусова — удался образ Богородицы, который создавался на основе древних образцов, и сравним с ними по мастерству написания.
Елена Цыганова написала парный образ – архидьякона Лаврентия и Владимирскую икону Божией Матери. При работе над вторым – Елена ориентировалась на образ, приписываемый Андрею Рублеву и созданный как список с известной иконы 12 века.
Юлия Чиж создала два образа – святителя Игнатия Кавказского, в честь которого освящен храм Военной Академии, а также Иверскую икону Божией Матери — эта иконография связана со временами иконоборчества. «Традиционно святитель Игнатий изображается в архиерейском облачении, с благословляющей десницей, в левой руке он держит Евангелие. При написании использовались как древние и современные образцы, так как святой жил не так давно.Так, при написании одежд я ориентировалась на житийные иконы святителей Петра и Алексия Московских (XV в.) и другие древние образы святителей, а при написании лика — на гравюру XIX века выполненную художником Львом Дмитриевым и на современную житийную икону святителя Игнатия, которая находится в Троице-Сергиевой пустыни, где он продолжительное время был наместником» — рассказала Юлия.
Ксения Чушкина написала образ «Благовещение» для царских врат, ориентируясь на икону Кирилло-Белозерского монастыря, а также икону круга прп. Андрея Рублева и сербские образы. Тихвинская икона Божией Матери создавалась на основе чудотворного образа из Успенского Тихвинского монастыря.
С каждым годом – как отметили преподаватели и руководители, происходит как рост технического мастерства студентов, так и повышение сложности задач, стоящих перед ними. Тем не менее, поставленные задачи выполнены, год работы завершился, и вскоре новые образы украсят храмы двух Академий – Духовной и Военной.
Благодарим архимандрита Александра за его отеческую заботу, преподавателей и студентов за их труды и всех — за молитвы. Радостно и грустно осознавать, что вновь непростой путь в четыре года студентами пройден и теперь предстоит новый, пройти который поможет всё приобретенное за годы жизни в Академии. Божией помощи!