Иконография Оплакивание — Положение во гроб относится к страстному циклу. Эту иконографию мы встречаем в иконописи, в стенописи, в миниатюрах и в шитье на плащаницах. В византийской стенописи мы видим, что этот сюжет появляется в 12 веке, а в иконописи в 11 веке.
О погребении Иисуса Христа говорится у всех четырех евангелистах, но сам момент оплакивания мы не встречаем в Новом Завете, а видим его в апокрифическом Евангелии Никодима. Сам сюжет оплакивания появляется в 11 веке, встречаем его в гимнографии Романа Сладкопевца, Иосифа Гимнографа, Льва Мудрого и в текстах проповедей Георгия Никомедийского. Этот сюжет входит в богослужебную практику с 13 века, мы видим его в богослужении Великой пятницы, а само оно основана на гимнографии и гомилетики, прежде всего Гомилий Георгия Никомедийского, в которых была выражена антитеза объятий Богоматери и Христа-младенца, с одной стороны, и Марии, обнимающей мертвого Христа, с другой стороны. К. Вейцман проследил этапы сложения иконографии Оплакивания из композиции Положение во гроб, возможно на ее формирование повлияло ветхозаветное изображение «Иосифа, целующего мертвого Иакова», известное по рукописи Сакра Параллела из Парижской Национальной библиотеки [2].
Эпизод который мы рассматриваем произошел после смерти Спасителя на кресте. На иконе «Положение во гроб» изображен один из эпизодов Страстной пятницы. Н. В. Покровский говорит, что по памятникам византийским и русским, сюжет «Положение во гроб» представляется в двух моментах. Самый древний вариант изображается в соответствии с евангельским текстом и отображал еврейский погребальный обряд. В центре композиции был Иосиф и Никодим они несли тело Иисуса Христа в горизонтальном положении в гроб, завернутое в белую плащаницу и перевязан по образу как пеленают младенца, сам гроб имел вид пещеры в скале, такую композицию мы встречаем в миниатюрах лицевых сводов, например в кодексе Григория Богослова, созданном в 80 годы 9 века ( Национальная библиотека в Париже), в Хлудовской Псалтыри около 830 года (Государственый исторический музей, Москва) . Еще в композиции могла изображаться Богородица идущая рядом либо поддерживающая голову Иисуса Христа, например в росписях храма в Страстном цикле церкви Андрея на Треске, выполненным митрополитом Иоанном 2 и его помощником монахом Григорием в 1388-1389 годах [3].
Спустя время появился второй вариант изображения «Положение во гроб», в центре композиции крест, но на кресте нет уже Спасителя, на переднем плане гроб с телом Иисуса Христа, завернутый в погребальные ткани, к гробу со стороны головы припадает Богородица и Иоанн Богослов плачущие, у ног Иосиф, плачущие жены мироносицы (Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Мария Клеопова) и Никодим. Под перекрестием могли располагаться два ангела. Тело Иисуса Христа могло изображаться еще не повитым пеленами, такую трактовку встречаем на плащаницах, праздничных иконах из Благовещенского и Троицкого соборов, этот вариант использовали и в софийских иконах 1509 г, белозерского иконостаса 1553 г.
Икона 15 века из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, сейчас находится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, в городе Москва. Икона располагалась в праздничном ряде. В центре композиции располагается крест, но на кресте нет уже Спасителя, на переднем плане гроб на котором лежит Тело Иисуса Христа, уже повитое белыми пеленами, за гробом изображаются Богородица которая притекает к Нему,
касается своей щечкой Его щеки, правой рукой поддерживает голову Иисуса Христа, а левая рука лежит на Теле Господа в районе сердца, можно предположить, что этим указывается, что Он в ее сердце, что она скорбит сердечно о утрате Сына своего, выражение лика Богородицы скорбное, это подчеркивается сомкнутыми бровями (брови-домиком). Еще за гробом изображается преданный и любимый Его ученик Иоанн Богослов, он изображен в молодым, каким он и был в том момент, он изображен в пурпурном гематии (Иоанн Богослов обычно в молодом возрасте изображается в пурпурной одежде, а как старец в зеленой), лик его спокойный, положил голову на свою правую руку, левой рукой касается Тела Господа, задумчивый, ведь до этого момента Спаситель в лице Иоанна Богослова усыновил весь человеческий род Богородице. Еще за гробом видим тайного ученика Иосифа из Аримафеи, у него выражения лика скорбное брови слегка домиком. За Богородицей, Иоанном и Иосифом в композиции располагаются три жены-мироносицы, одна из них Мария Магдалина с воздетыми руками вверх ( так изображается сильная скорбь, может даже и отчаяние ) и Никодим. Возле креста под перекрестьем располагаются два ангела, с покровенными руками, лики у них тоже скорбные, особенно подчеркнуто сомкнутыми бровями, взгляды устремлены вверх. На заднем плане изображены горки, они расходятся в разные стороны к верхним углам от креста и движение ангелов параллельно движению горок. Написано все мягко, нежно, пластично, интересная, разнообразная и хорошо сочетаемая цветовая гамма. Цветовой акцент приходится на Тело Иисуса Христа, изображен в белых пеленах, можно сказать яркое белое пятно, потом Крест он выглядит темным силуэтом на золотом фоне, и также темный мафорий у Богородицы.
Фрагмент Новгородской таблетки конец 15 — начало 16 вв. «Испрошение тела Христа у Понтия Пилата. Снятие со Креста. Положение во гроб. Явление ангела женам мироносицам», входит в серию таблеток из собора Святой Софии в Новгороде, хранится в Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике. Сам сюжет Положение во гроб по композиции такой же как из иконостаса Успенского собора в Кирилло-Белозерском монастыре, только возле креста под перекрестьем нет ангелов, и горки расположены иначе, их движение в верхний левый угол, и поднятые руки Марии Магдалины тоже в том же направление. Отличается стиль написания и колористическая гамма. Судя по размеру самого изображения, а размер иконы-таблетки был 24х19,5 см, а мы рассматриваем фрагмент, то получается очень маленькое изображение, и вся цветовая композиция держится на пробелах (на одеждах, на гробе, на горках), написано все более графично, плоскостно, цветовая гамма более скудная.
«Положение во гроб» из праздничного чина Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сергиев Посад 13 век. Так же как и на иконе с Успенского иконостаса Кирило-Белозерского монастыря в центре расположен крест, на котором нет уже Спасителя и горки расходятся в разные стороны от креста, добавляется иерусалимская стена на заднем плане. Отличительный момент это сама компоновка персонажей. На переднем плане гроб с телом Иисусом Христом, еще не повитое пеленами, а перед Ним внизу лежат свернутые пелена. Богородица придерживают и прижимают голову Спасителя, касаясь своей щекой Его щеки. Богородица изображена по левую сторону от Христа, а Иосиф Аримафейский по правую сторону придерживая ноги и припадающи ко Спасителю. Иоанн Богослов изображен за гробом держа левую руку Иисуса Христа. За ними изображен по правую сторону от креста Никодим, а по левую сторону жены мироносицы. У всех у них скорбное выражения ликов. Появляются нежные плави, нет резких контрастов, все мягко, плывучно.
В храме Святого Пантелеймона в Нерези мы видим на фресках страстной цикл. Композиция Оплакивание расположена на северной стене, сам сюжет имеет вид процессии ко гробу, которая как-бы остановилась, такое ощущение, что Богородица упала от горя, так как она стоит на коленке и ее тело очень наклонено вперед, крепко прижала к себе Сына своего. На переднем плане тело Иисуса Христа (оно еще не повито пеленами) которое Пресвятая Богородица поддерживает, Он в ее объятиях, правой рукой придерживает за шею, а левой рукой обхватывает тело и удерживает правую руку Спасителя, щечка ее касается щеки Его. Лик Богородицы очень скорбный, эмоциональный, сведенные брови. Иоанн Богослов изображен со скорбным лицом, подчеркнутое бровями, наклонен над Иисусом Христом и держит, прижимая двумя руками к своему лицу, левую руку Спасителя. Ноги Иисуса Христа держат Иосиф Аримафейский и Никодим, они тоже наклонены вперед и стоят на коленях. За ними изображены жены-мироносицы с протянутыми руками к Спасителю. Сверху над ними всеми изображены четыре плачущие ангела с покровенными руками и скорбными ликами.
Спаса-Преображенский собор Мирожского монастыря, Псков 12 век. Фреска Оплакивание расположена в люнете северной стены. Лазарев В.Н. предполагает, что во главе артели должен быть заезжий греческий мастер, на это указывает греческие надписи, византийская иконография и близость письма к росписи храма св. Пантелеймона в Нерези [4]. Изображено на переднем плане тело Иисуса Христа лежащее на плащанице. Богородица правой рукой обнимает Сына своего за шею, левой рукой держит правую руку Господа своего, главой склоняется над Ним и касается своим ликом лика Спасителя, как и везде характерная особенность изображения скорби, переживания это сведенные брови, скорбный лик. Иоанн Богослов так же склонен и обеими руками держит и прижимает к своей щеке левую руку Иисуса Христа. Иосиф Аримафейский и Никодим стоят на коленях держа на руках ноги Господа и припадая к ним. Жены мироносицы изображены слева возле главы Господа, сидят со склоненными головами возле входа в пещеру. На заднем плане посередине изображен крест, под левым перекрестьем два плачущих ангела с покровенными руками и над перекрестьем по обе стороны по одному ангелу. Под телом Иисуса Христа виднеется окончание креста, стоящем на Голгофе и в основание горки лежит череп — это голова Адама, согласно с церковным преданием, именно под Голгофой покоится прах Адама. В росписи не видим преувеличенную эмоциональность, которая наблюдается в храме в Нерези, все лаконично, одежда прописана мягко, кругловатые формы, нет ничего резкого.
В стенные росписи 12 века активно вводятся сцены страстей, общий смысл композиции и трагическая передача копируется из храма в храм на протяжении 12 века.
«Оплакивание, Жены-мироносицы у гроба, Вознесение и Сошествие Святого Духа» миниатюра из Евангелия конец 11 века, Библиотека Палатина, Парма, Италия. Изображение Спасителя, Богородицы и Иосифа Аримафейского с Никодимом так же, как и в росписях в храме Св. Пантелеймона в Нерези, только тут нет Иоанна Богослова. В центре изображен крест, под перекрестьем четыре ангела. Жены-мироносицы изображены на скале, в которой располагается пещера-гроб (Мария Магдалина с воздетыми руками). Нет объемности, лишены всякой материальности, все плоско, играют роль почти только линии.
Сюжет «Положение во гроб» встречаем в шитье. Плащаница 15 века происходит из Софийского собора г. Новгорода, хранится в Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике. В центре тело Иисуса Христа во гробе, около него изображены Богородица по левую сторону, Иоанн Богослов по правую сторону. Перед Иисусом Христом два ангела коленопреклоненных с рипидами, за Иисусом Христом четыре ангела с рипидами и два ангела летящих. В углах символы евангелистов (видение пророка
Иезекииля о четырех животных и Апокалипсис), Матфей изображается как ангел, символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, Марк изображается как лев, символизирует могущества и царственное достоинства Иисуса Христа, Лука изображается как телец, символизирует жертвенное служение Спасителя, Иоанн изображается в виде орла, высота евангельского учения, за гробом расположен киворий с лампадой, а в верхней части персонификации солнца и луны, фон в звездах и крестах. Все обрамлено рамочкой с текстом (вид письма-вязь) и в углах четыре херувима.
«Оплакивание» и «Положение во гроб» это одно и тоже, два сюжета переплетаясь соединятся вместе, к моменту оплакиванию относится особая боль, с которой Богородица притекает к Сыну своему, касание ликов, как-бы объединятся вместе. Изображена печаль в виде художественных моментах, сомкнутые брови, особая эмоциональная скорбь в движениях, а к положению во гроб относится тот момент, что тело Христа положено во гроб повитое пеленами или еще не приготовленное к погребению, то есть сам процесс происходящего.
Иконография оплакивания складывается постепенно на основе более древней композиции «Погребение Христа». В сюжете «Оплакивание» мы видим, что Искупительная жертва трактовалась как Евхаристическое таинство, первое богослужение у тела Христова.
Список литературы:
- Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийский и русских.
- Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии 11-13 века.
- Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация 11. Лелекова О.В. иконостас 1497 г. Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (Исследование и реставрация).
- Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески.
- http://icons.pstgu.ru/icon/2395
- http://www.iconrussia.ru/iconography/517/
- https://www/icon-art.info