«Творчество вне живого предания невозможно, а у нас живая традиция церковного искусства пресеклась. Большинство древних икон раскрыты лишь сравнительно недавно. И поэтому нам сейчас приходится проходить тот же путь, который прошли древнерусские иконописцы после принятия Русью Христианства. Для них тогда образцами служили византийские иконы, для нас сейчас — все древнерусское наследие.»

— Архимандрит Зинон
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Публикации  >  Текущая запись

Икона «Святой Феодор Стратилат с житием»

20.06.2023

Святой Феодор Стратилат с житием

Икона «Феодор Стратилат с житием» конца XV — середины XVI века являлась храмовой иконой новгородской церкви Феодора Стратилата на ручью. В Новгородский музей поступила в 1920-е года. Основа иконы – доски из липы, скрепленные двумя встречными шпонками. Высота иконы 137 см, ширина – 109,3 см, толщина – 3,7 см. У иконы двойной ковчег; фон средника (без позема) и поля покрыты серебряной позолоченной басмой XVI века; еще более позднего времени венчик.

Икона Феодора Стратилата с житием. Клейма: 1. Битва Феодора с драконом; 2. Приход к Феодору послов царя Ликиния; 3. Видение Феодору во сне; 4. Встреча Феодора с царем Ликинием; 5. Вручение Феодору идолов; 6. Феодор разбивает золотых и серебряных идолов и раздает милостыню нищим; 7. Мучение розгами; 8. Мучение оловянными «шелыгами» и заключение в темницу; 9. Распятие Феодора; 10. Ангел снимает Феодора с креста и исцеляет его; 11. Приход к Феодору двух сотников и проповедь у креста; 12. Поучение Феодором обращенных в христианство; 13. Смерть Феодора; 14. Перенесение мощей.

В среднике иконы фронтально в полный рост изображен великомученик Феодор Стратилат. Как и надлежит его званию (стратилат – военачальник), святой представлен в воинских одеждах. Золотые доспехи из узорчатых пластин надеты поверх сине-зеленой туники, белые порты заправлены в золотые сапожки – такими они написаны заново при поздней антикварной реставрации. С плеч святого воина, доходя до колен, ниспадает красный плащ, образуя под правой рукой большие воздушные складки. Фигура Феодора изящна, имеет легкий изгиб; в ней усматривают подчеркнутую молодцеватость.  Правая рука имеет практически дугообразную форму, в ней святой Феодор удерживает копье (наклон копья повторяет осевую линию верхней части фигуры – головы и торса). Левой рукой воин опирается на отведенный в сторону длинный меч (наклон меча вторит уже усредненной линии наклона ног). За левым плечом изображен круглый щит, состоящий из трех сегментов, из которых два внешних украшены орнаментом. Щит или его центральная часть были также переписаны при реставрации. Незначительные вставки нового левкаса имеются на поземе в средней части и в нижнем правом углу.

Лик воина, как сказано в житии, красив. С пышной шапкой кудрявых волос, длинными прядями бороды, большими, смотрящими чуть поверх зрителя сосредоточенными глазами, он написан в утонченной манере: мягкое построение формы личного сочетается с четкой детальной прорисовкой кудрей и бороды.

Сама по себе статичная поза святого благодаря рассмотренным выше легкому изгибу тела, выступающему вперед мечу, складками плаща и в противовес им изображенному щиту оказывается внутренне весьма динамичной. Образ создает впечатление торжественности.

Средник обрамляют 14 клейм (по 4 в верхнем и нижнем рядах и по 3 слева и справа), в которых последовательно рассказывается о подвиге святого. Все они написаны в светлых мягких тонах, особенно – архитектура и горки. На золотом фоне каждого клейма темной краской выполнена надпись, описывающая изображенную сцену, – все надписи на иконе были сделаны в позднее время.

Как и житие, повествование в клеймах начинается не с рождения святого, а с того подвига, которым Феодор прославился сам и привел ко Христу многих людей. Надпись гласит: «Ст҃ы́й великомꙋⷩ҇никъ Ѳео́дѡръ ѕмї́ѧ у҆мертвѝ». Это самое динамичное клеймо: «Страшный зверь ощерился, его красная морда четко выделяется на черном фоне пещеры. Неумолимый Феодор Стратилат, ничуть не смущенный грозным видом зверя, энергично вонзает в его шею копье. И всадник, и конь полны движения: легко взметнулось изящное животное с тонкими, стройными ногами, предельно напряжена фигура Стратилата, порывисто развевается его красный плащ. Фигура воителя окаймлена двумя горками розоватого цвета, которые придают композиции устойчивость и равновесие» [3]. Этот эпизод словно задает тон всем последующим событиям: как безбоязненно, смело и решительно святой Феодор победил видимого врага, с той же храбростью и мужеством он будет противостоять врагу рода человеческого, его коварству и жестокости.

Второе клеймо имеет надпись: «Ст҃о́м Ѳео́дор прїидо́ша ѿликї́ниѧ зда́ры».  Сам великомученик изображен здесь восседающим на престоле, как и положено градоначальнику. Он развернут навстречу пришедшим послам; момент беседы показан жестом рук.  Позади послов – группа слуг с дарами в руках. Сюжет показан происходящим внутри помещения: два здания, расположенные по бокам композиции, соединяет велум.

В третьем клейме Феодор Стратилат изображен лежащим на одре: так проиллюстрировано видение, через которое святой был предупрежден о грядущих испытаниях и получил укрепление в вере. Сверху клейма изображена часть сферы, от которой в направлении к Феодору летят две (или три?) стрелы. Надпись поясняет: «Ст҃ы́й Ѳео́доръ ви́дѣ воснѣ̀ ꙗ҆́ко взѧ́т бысть(?) покро́въ хра́ма е҆го̀ и҆стрѣлы ѻ҆́гненны снебеси летѧ́ща нань».

На четвертом клейме изображен Феодор Стратилат, вышедший из ворот обнесенного высокой стеной города и склонившийся перед прибывшими всадниками – царем со свитой. Надпись вторит: «Ст҃ы́й Ѳео́доръ срѣте ц҃рѧ лики́нїѧ здосто́йною че́стию ипоклоне́нием».

Клейма (с 5-го по 10-е), размещенные с боков от средника, связаны между собой попарно по горизонтали. Так, пятое и шестое посвящены эпизоду из жития о получении святым Феодором идолов от царя Ликиния. Сюжет пятого клейма: «Ст҃а́го Ѳео́дора увѣщева́етъ ц҃рь ѿврещи́ся хрⷭ҇та , иврꙋча́етъ емꙋ и҆́долы напочте́нїе». Пожалуй, это самое многофигурное клеймо. Симметричность композиции нарушается разворотом влево трона, вторящим ему наклоном копья в руке царя, смещением основного сюжета – диалога между Ликинием и Феодором – в левую часть. Таким образом клеймо читается не привычно слева направо, а в обратном направлении, в движении от четвертого клейма через средник иконы, что обеспечивает непрерывность рассказа. Шестое клеймо продолжает: «Ст҃ы́й Ѳео́доръ разбѝ бо́ги златыѧ и҆сре́бреныѧ и҆раздадѐ ни́щымъ». После этого начинается цикл о мучениях.

Седьмое клеймо прочитывается так же, как и пятое: справа налево. Оно включает в себя две сцены: справа святой Феодор перед троном царя Ликиния объясняет свой недавний поступок и пытается убедить его в истинности почитания единого Бога. Но закоренелый язычник отдает приказ отвести Феодора на мучения: «Повелѣ̀ ц҃рь лики́нїй ст҃о́мꙋ Ѳео́дорꙋ да́ти ше́сть со́тъ ра́нъ». Исполнение приказа изображено в левой части клейма: трое палачей палками наносят удары лежащему на земле обнаженному мученику, всё тело которого покрыто красными полосами. После этого пытки стали только изощреннее: «Ст҃а́го Ѳео́дора повелѣ̀ ц҃рь лики́нїй ногты̀ дра́ти и҆шелыгѝ ѻловѧны́ми би́ти и҆втемни́цꙋ затвори́ти» — на восьмом клейме Феодор Стратилат также изображен дважды. Сначала – привязанный к доске, окруженный наносящими удары и раны четырьмя палачами, потом – у входа в темницу, облеченный только в нижнюю сине-зеленую тунику.

Продолжались мучения святого воина распятием на кресте. Через показательные страшные пытки царь Ликиний хотел помешать народу приходить к вере во Христа, но всё получилось наоборот. Цикл о распятии и связанных с ним дальнейших событиях занимает несколько клейм.

На девятом клейме изображены царь, отдающий приказ, исполняющие этот приказ палачи, стреляющие в распятого Феодора из луков и бритвами наносящие ему раны: «Повелѣ̀ ц҃рь пригвозди́ти на кртⷭ҇ѣ ст҃а́го Ѳео́дора и҆стрѣлѧ́ти ѻ҆́чи и҆всѐ тѣ́ло є҆гѡ̀ и҆крои́ти бри́твами всѧ ꙋ́ды є҆гѡ̀». Действие происходит на фоне высокой белой стены с воротами. Эта же стена с воротами изображена на десятом клейме. Здесь же короткая надпись: «[Ст҃а́го] Ѳео́дора а҆́гг҃лъ гдⷭ҇нь снѧ̀ сокреста̀ и҆сотворѝ є҆го̀ з[дра́]ва» и всего два персонажа – Феодор и ангел, – но они повторены дважды. Слева показан процесс снятия ангелом со креста святого мученика, на теле которого еще видны множественные раны; в центре клейма на фоне дверей стоит уже исцеленный Феодор, вполоборота развернувшийся к отходящему вестнику. «Прїидо́ша ѿцр҃ѧ кост҃о́мꙋ Ѳео́дорꙋ два̀ со́тника и҆ви́дѣвше є҆го̀ [здра́ва] вѣ́роваша вохрⷭ҇та и҆народъ мно́гъ сни́ми»  –  одиннадцатое клеймо связано с предыдущими все той же стеной с воротами, изображением креста, который практически лежит на земле; сидящим на нем Феодора Стратилата обнаруживают царские посланники.

Чудесное исцеление привело ко Христу множество людей. В двенадцатом клейме, имеющим надпись: «[С]т҃ы́й Ѳео́доръ поꙋча́ет н[аро́дъ]», снова облаченный в красный плащ поверх сине-зеленой туники Стратилат ведет беседу с пришедшими к нему людьми. Композиционно это клеймо схоже со вторым, находящимся прямо над ним в верхнем ряду: святой также расположен слева на престоле с подножием, одинаковы позы и жесты и сидящего, и предстоящих перед ним; также сзади по бокам изображены здания, между которыми раскинут велум.

Тринадцатое, предпоследнее клеймо, на котором изображено усекновение мечом Феодора Стратилата, по сути является кульминационным моментом всего повествования. Здесь много места занимают написанные в разбеленных оттенках горка, стена, здание, из-за чего клеймо воспринимается самым светлым из всех других. Также это единственный сюжет, в исполнении которого не используется яркий киноварный цвет. Клейма нижнего ряда больше других мест на иконе имеют утраты. Как и на предыдущих, из-за утрат фона надпись 13-го клейма скорее угадывается, чем читается: «[Повел]ѣ цр҃ь [ѿcѣ]щ[и] [г]лав[ꙋ] с[т҃]о́м[ꙋ] Ѳео́[до]рꙋ».

На последнем клейме изображено исполнение завещания Феодора Стратилата: быть погребенным в родном городе. Гроб несут четверо людей в сопровождении священнослужителей в белых облачениях. Это клеймо и композиционно, и по смыслу перекликается с четвертым, замыкающим верхний ряд и расположенным на одной с ним оси. Подобны друг другу оба города, сама процессия также изображена на фоне горки. Если в четвертом клейме святой Феодор с почтением встречал гостей у ворот подвластного ему города, то теперь уже ему, его телу воздается почет. Надпись четырнадцатого клейма читается хорошо: «Пренесе́нїе моще́й ст҃аго Ѳео́дора воев̾хаиты».

Житийная икона великомученика Феодора Стратилата, как отмечает В.Н. Лазарев, – «одна из самых красивых новгородских житийных икон. Весь рассказ ведется в мягких, просветленных тонах. В передаче сцен мучений художник подчеркивает не физическую боль, а возвышенную красоту страдания» [4]. С этим сложно не согласиться. Действительно, при рассмотрении иконы создается ощущение светлого праздника, виновник которого – доблественный воин Феодор, своими подвигами составивший похвалу истинному своему начальнику – Христу.

 

 

Список используемой литературы

  1. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. – М.: Искусство, 1978. – 331 с.
  2. Игнашина Е. В., Комарова Ю. Б. Русская икона XI-XIX веков в собрании Новгородского музея-заповедника. Путеводитель по экспозиции. – Великий Новгород, 2018. – Санкт-Петербург: Любавич, 2018 – 216 с.: ил.
  3. Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. – М.: Искусство, 1976. – 203 с.
  4. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. – М.: Искусство, 2000. – Стр. 64,244, №58.
  5. Новгородская икона XII-XVII веков. Альбом / В. К. Лаурина, В. А. Пушкарев. – Л.: Аврора, 1983. – 348 с.

Студентка 3 курса Иконописного отделения СПбДА Татьяна Земляных

Текст написан в рамках занятия «История древнерусского искусства»

 

  • Опубликовано: 1 год тому назад 20.06.2023
  • Рубрика: Публикации