«Икона — и путь, и средство; она сама молитва. Отсюда её величественная простота, спокойствие движения; отсюда ритм её линий, ритм и радость её красок, вытекающие из совершенной внутренней гармонии.»

— Л. А. Успенский
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Новости  >  Текущая запись

Студенты 1 курса приняли участие в Георгиевском Крестном ходе.

06.05.2016

   5 мая 2016 г. состоялся Георгиевский Крестный ход по местам кровопролитных боев и жестокого противостояния в годы блокады Ленинграда. Начало этой традиции было положено еще в 2005 году, и с этого времени регулярно в Крестном ходе  участвуют клирики и прихожане храмов Санкт-Петербурга. В этом году в нем приняло участие около 150 человек. Крестный ход возглавил духовник Академии протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице и храма Успения Божией Матери  в с. Лезье.  

   Крестный ход с иконой Георгия Победоносца, получившей название «Фронтовой Георгий», прошел по местам, ставшим особенно важными для освобождения города. Это Невский оборонительный плацдарм, Синявинские высоты, известные своими драматическими  событиями, огромными человеческими  потерями и феноменальным противостоянием врагу. Для нас эти места – «это ещё и пример  внутренней убежденности, внутренней стойкости людей. А без духовной стойкости невозможно побеждать» — отметил в своем слове о. Вячеслав.

   На оборонительном плацдарме «Невский пятачок» о.Вячеслав рассказал об удивительной находке поисковиков, обнаруженной в этом месте.

  «Я хочу рассказать о предмете, найденном здесь, и который может поведатьь об истории больше, чем многие книги.  Это настоящее письмо, которое изображено в рисунке на фляге.  Вот о чем оно гласит: через реку Неву на лодке, на плотах, тросовыми переправами переправились солдаты на другой берег, где была расположена деревня Арбузово (её обозначает нарисованный дом). Письмо важно тем, что оно было на этой фляге найдено вместе с останками солдата.

  Личность солдата не была установлена.  У него не было смертного медальона, не было никаких других идентификаций.  Но на фляге написано «Кровлин В. 29 сентября» и поставлен 1923 год. Можно понять, что это был подарок на день рождения солдату, которому 29 сентября 1941 года исполнилось «аж целых» 18 лет (как выяснилось потом, он получил подарок от бывалых солдат, от десантников).

   Вскоре были найдены документы, в которых мы читаем: да, действительно, Кровлин Василий Павлович родился в 1923 году в Ярославской области, был призван 5 июля 1941 года. Он пошел на войну однозначным добровольцем, 17-ти летним. Средняя продолжительность жизни человека на Невском плацдарме, как мы знаем, для бойца на передовой, стрелка — около 1,5 суток. Но мы видим, что здесь боец жил дольше, может неделю-другую. Благодаря этим находкам мы узнаем не только имя воина, но и его героизм. Часто эти солдаты оказываются просто мальчишками, которые встали на пути у опытных противников — очень грамотных солдат ВЕРМАХТа, имеющих опыт боевых действий, прекрасно оснащенных. Мы видим входные отверстия от пуль: возможно, именно этой очередью был прошит и наш Василий Павлович…

   Для нас важно, что была возможность установить его личность, его имя, похоронить его уже не как безымянного солдата. Этот артефакт, который навсегда остался у нас,  говорит о защитниках лучше любых учебников, лучше каких-то пособий».

   Находки, обретенные поисковиками у павших солдат, дают возможность совершенно особенно взглянуть на войну,  представить внутренний мир людей, которые, по Евангельскому слову, «полагали жизнь за други своя».  Молящихся Крестного хода сопровождали напрестольный крест, рукописные изводы икон и Евангелие, найденные на местах сражений. 

    Завершился Георгиевский Крестный Ход в храме Успения Божией Матери в с. Лезье молебном небесному покровителю воинства Победоносцу Георгию. Этот храм стал центром целого мемориального комплекса, созданного в знак примирения сторон, враждовавших во время Великой Отечественной войны. Сейчас здесь располагаются российско-германский парк мира, немецкое воинское кладбище, в крипте храма находится музей.  Разрушенный в годы войны, храм был восстановлен в 2003 году, а в этом году была совершена первая Пасхальная служба после  почти 80-летнего перерыва – со времени закрытия храма в 1937 году. 

   В светлые дни Святой Пасхи прошедшие Крестным ходом по земле, которая еще живо хранит память военных дней, смогли не только еще раз прикоснуться к истории военных лет и вознести молитвы, но и возвестить Пасхальную радость и весть о бессмертии каждому защитнику  этой героической земли.

sviat_1

 

Икона «Фронтовой Георгий»

 

   Этот образ святого великомученика Георгия  необычен тем, что к его полям прикреплены  солдатские святыни (точнее, их малая часть), обретенные в результате поисковых работ:  нательные кресты, металлические иконки, ладанки. Иконы дореволюционного литья, скорее всего, были переданы от  отцов, воевавших в Первую мировую, как родительское благословение. Образы святых Гурия, Симона и Авива, покровителей семьи – мог быть подарком супруги или невесты. Образ Иоанна Предтечи, возможно, принадлежал Солдату с именем Иван.  А образок св. Варвары, закамуфлированный под монету, со спиленным ушком, оставался незамеченным в кошельке среди монет. Эти материальные свидетельства веры всегда удивительны. Они подтверждают, что  бесстрашие, с которым воевали солдаты, было свидетельством их истинной веры. 

 

   В центре иконы находится мощевик с частицей гроба Георгия Победоносца из израильского г. Лод (Лидда), где находятся мощи святого.

   Этот образ создан иконописцем, чья судьба тесно связана с военной историей: её отец и дядя погибли на Ленинградском фронте. В храме Успения Божией Матери в с. Лезье это не единственный пример: иконостас храма создал немец фронтовик Андрей Блок, потерявший ногу в битве под  Сталинградом. Он написал образы в дар храму  как «покаяние и приношение всем жертвам войны».

 

 

 

 

 

 

  • Опубликовано: 8 лет тому назад 06.05.2016
  • Рубрика: Новости