Икона рождается из живого опыта Неба, из Литургии, поэтому иконописание всегда рассматривалось как церковное служение, как Литургия

— Архимандрит Зинон (Теодор)
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Новости  >  Текущая запись

Книга «Постижение образа. С.И. Голубев – реставратор, педагог, иконописец»

09.11.2014

, супругой ныне покойного С.И. Голубева, реставратором и заведующим сектором теории и истории музейной реставрации Михаилом Георгиевичем Малкиным и искусствоведом Русского Музея Пивоваровой Надеждой Валерьевной при участии коллег, друзей и учеников Сергея Ивановича.

С 1987 года, параллельно с работой в Русском музее, Сергей Иванович преподавал технику иконописи, основы реставрации и иконографию сначала в вечернем классе, а с 1998 года во вновь созданной Иконописной школе при Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. Он по праву считается одним из основателей Иконописной школы, многие современные петербургские иконописцы называют Сергея Ивановича своим учителем, среди них и нынешние преподаватели школы Кусов И.А. и Жданова В.Т.

В книге рассказывается о профессиональной деятельности С.И. Голубевым как реставратора, иконописца, педагога. Приводятся материалы исследований, каталог реставрационных работ и каталог икон, написанных Сергеем Ивановичем, подробно рассказывается о реставрации одной из главных работ С.И. Голубева «Богоматерь на престоле со святыми Николаем Чудотворцем и апостолом Климентом».

Особый интерес для будущего иконописца должны представлять воспоминания о Сергее Ивановиче, а также заметки по иконографии, раскрывающие богословское содержание того или иного образа, и технике исполнения икон, записанные его учениками во время занятий. Вот несколько наиболее ярких цитат из книги:

«Писание иконы и её реставрация – это такая странная вещь: если дать себе послабление, то образ – пропадет. Нужен духовный накал, обязательно. Все делается через духовное горение. Работая над иконой, надо увидеть образ сердцем…»

«Мы не дозрели до понимания иконы. Икона не произведение живописи, а уникальное явление, священный организм. Она позволяет на маленький шажок приблизиться к познанию Бога. Наш мозг сам по себе не приспособлен воспринимать такую информацию, она требует огромной работы, усилий, сосредоточения. Пока не будем готовы к восприятию этой среды, икон писать не сможем. Один богослов сказал: икона, прежде всего, произведение искусства. Нет, категорически нет! Она лишь пользуется средствами искусства. Все равно, что Святая чаша, потир, прежде всего, — произведение искусства, также звучит. Никоим образом. В третью очередь, но не в первую. Икона это величайший духовный феномен. Все наши ошибки в том, что мы смотрим и анализируем её как произведение искусства».

«Каждая линия прориси должна петь, каждую надо прочувствовать, создать, дать ей жизнь. Но нельзя сосредотачиваться исключительно на технических проблемах. Усложняя свою работу, следует переходить на более высокий уровень понимания иконы, а не заниматься простым копи-рованием. Современный человек воспринимает икону как иллюстрацию, не постигая глубокого смысла, заключенного в ней «богословского трактата». Существо иконного образа – в его наполнении. Иконопись имеет строго и тонко разработанный язык, в ней каждый нюанс обладает глубокой насыщенностью, смысловой и символической. Мы в лучшем случае воспринимаем икону эстетически, а надо всматриваться, изучать Священное Писание, Отцов Церкви и иконографию».

Книга позволит личности прекрасного реставратора, иконописца, педагога остаться в памяти многих и многих, кто не знал Сергея Ивановича лично при жизни, но опыт и слова которого смогут стать маяком в этом непростом пути становления себя как иконописца.

Студенты в ближайшее время смогут ознакомиться с книгой в библиотеке Иконописного отделения.

  • Опубликовано: 9 лет тому назад 09.11.2014
  • Рубрика: Новости