«Икона — и путь, и средство; она сама молитва. Отсюда её величественная простота, спокойствие движения; отсюда ритм её линий, ритм и радость её красок, вытекающие из совершенной внутренней гармонии.»

— Л. А. Успенский
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Публикации  >  Текущая запись

Мария Египетская: иконография и образы в монументальной живописи.

29.03.2015

В Церкви Мария Египетская является образцом совершенного истинного покаяния, именно поэтому преподобную особенно часто вспоминают Великим постом, пятая неделя которого и носит её имя. Богослужение утрени четверга этой недели получило в народе название «Мариино стояние», так как на этой службе читается житие преподобной Марии, разделяемое пением Великого канона Андрея Критского, к концу каждой песни которого добавляются тропари соответствующей песни канона святой. Тропари канона преподобной мы также можем слышать в среду и четверг первой седмицы Великого поста во время чтения Покаянного канона. Память Марии Египетской, празднуемая 1/14 апреля, также часто выпадает на время поста.

Жизнеописание

Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V -начале VI столетия. Когда ей исполнилось двенадцать лет, она ушла из своего дома в городе Александрии и увлеклась порочной жизнью. Такой жизнью она жила 17 лет. Однажды Мария попала на корабль, направляющийся в Святую Землю, где также не оставляла своих греховных занятий. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова. Люди толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой силой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут она поняла, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту.

Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая исправиться. Увидев у входа в храм икону Божией матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком. Мария из Иерусалима удалилась в Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные помыслы и соделала сердце свое чистым храмом Духа Святого.

Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи, удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз — идущей через реку Иордан, как по суше.

Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию святых Тайн. Потом придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки св. Марии в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было, приблизительно, в 521 году.

Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и явила собой яркий пример покаяния.

Иконография

Согласно традиции преподобная Мария Египетская изображается обнаженной или полуобнаженной, завернутой в часть гиматия, данного ей Зосимой.   Это связано с обстоятельствами её жизни: преподобный Зосима нашел её в пустыне совершенно обнаженной и дал её часть своего гиматия, чтобы прикрыть наготу.

Святая может быть изображена с руками, скрещенными на груди, с жестом говорения или с двумя раскрытыми ладонями.

Прп. Мария Египетская. Антонова Е.Е. (выпускница Иконописной школы 2003 г. при МДА.) Икона. Сергиев Посад. 2003 г.

Руки, скрещенные на груди, вероятнее всего, представляют собой изображение креста по подобию того, как мы складываем руки, когда подходим к Причастию, утверждая этим жестом свою принадлежность Христу, усвоение себе Его Крестной Жертвы. Вся пустынная жизнь преподобной Марии была подвигом покаяния, а незадолго до своей блаженной кончины она причастилась Святых Христовых Таин, говоря: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…».

Прп. Алексей Человек Божий и Мария Египетская. Середина XVII века. Из Сретенского монастыря в Москве. Центральный музей древнерусской культуры  и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Традиционный для риторики жест говорения, при котором указательный и средний палец слегка перекрещены, а большой, безымянный и мизинец сомкнуты, заимствованы из античной культуры. Этими жестами святые обращались с покаянной молитвой к Богу и ко всем людям, пришедшим в храм. Такое изображение мы видим на иконе с изображением Преподобного Алексия Человека Божия и Марии Египетской из Сретенского монастыря в Москве. (Середина XVII века, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева).

Прп. Мария. Фреска. Грузия (Вардзия). XI в.

Две ладони раскрытые на груди некоторые исследователи толкуют это как жест приятия благодати, другие – как молитвенное обращение к Богу.

Почитание Марии Египетской возрастает в середине — второй половине XVII века, что связано с тем, что Преподобная была патрональной святой царицы Марии Ильиничны Милославской – супруги царя Алексея Михайловича. В это время получают распространение иконы святых покровителей царственной четы, например, иконы «Мария Египетская и Алексий, человек Божий» из собрания музея имени Андрея Рублева.

На некоторых иконах преподобная Мария Египетская изображена с преподобным Андреем Критским – автором Покаянного канона, в котором в XI в. появляются специальные тропари, посвященные святой.

Часто прп. Мария Египетская изображается со святым Зосимой в сценах, которые описаны в иконописном подлиннике следующим образом: «…стоит Мария нагая, а Зосима дает мантию, зрит назад. В другом месте дает Зосима причастие Святых Таин, стоят у реки Иордана, гора низка вохра над Иорданом, около их деревца, приличныя пустынным местам, изображена» (Филимонов. Иконописный подлинник.).

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 1 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в.

На иконе 1596 г. из монастыря Дечаны сцена причащения прп. Марии помещена рядом с единоличным изображением прп. Иоанна Лествичника, что обусловлено, скорее всего, минейным принципом – память препоподобного приходится на 30 марта (12 апреля).

Житийные иконы:

Икона с житием прп. Марии Египетской 2-й пол. — кон. XIV в. из ризницы монастыря Хиландар на Афоне небольшого размера (25 x 29,5 см), все ее поле занято шестнадцатью клеймами, в которых иллюстрируются отдельные сцены жития преподобной. Отсутствие в иконе средника с единоличным изображением преподобной наводит на мысль о важности для автора не столько самого образа святой, сколько ее подвижнической жизни, кардинальной перемены, произошедшей с ней.

Икона с житием прп. Марии Египетской. XIV в. Хиландар, Афон.

На Руси житийные иконы Марии Египетской получают распространение в XVII веке, что связано, как говорилось выше, с тем, что Преподобная была патрональной святой царицы Марии Ильиничны Милославской.

Примеры изображения Марии Египетской в монументальной живописи.

Помимо поясных и ростовых изображений святой, встречающихся в росписях в ряду святых жен и преподобных, широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве получил сюжет причащения св. Марии Египетской преподобным Зосимой, что было во многом связано с литургическим значением покаяния Марии Египетской.

В византийской живописи сложилась устойчивая иконографическая схема рассматриваемого сюжета. Старец Зосима и прп. Мария Египетская изображаются в рост, обращенными вполоборота друг к другу. Св. Зосима облачен в монашескую рясу, мантию и куколь, снятый, обычно, с головы. В одной руке он держит чашу со Святыми Дарами, в другой — лжицу, которую подносит к устам Марии. Прп. Мария изображается с непокрытой головой, одетой в рубище. Ее худые руки крестообразно сложены на груди или в молитвенном жесте протянуты к Святой Чаше.

Причащение прп. Марии. Фреска. Церковь св. Андрея на Треске в Македонии. Сербская Православная Церковь. 1388 — 1389 годы.

Основными темами данного сюжета являются евхаристическая, монашеская, покаянная, тема праведной кончины и ответа на Страшном Суде.

Сюжет «Причащения» может быть помещен в  восточной части храма, например, на алтарных столбах, в алтарной апсиде или жертвеннике, в таком случае акцент делается в первую очередь на теме Таинства Евхаристии. В некоторых случаях, эта композиция может соседствовать с изображениями преподобных, тогда уделяется внимание также и монашеской теме.

Фреска на предалтарном столпе в церкви Богородицы Форвиотиссы в Асину (Кипр), 1106 г.

Часто композиция «Причащения Марии Египетской» помещается в ряду изображений преподобных отцов, ряд которых святые Мария и Зосима часто начинают, или же по соседству с другими «монашескими» композициями, такими как «Лествица прп. Иоанна Лествичника» (в чем видна явная связь с памятями четвертой и пятой недель Великого поста, когда вспоминаются эти сугубые аскеты), «Ангел вручает св. Пахомию монашеский устав (как указание на два образа монашеской жизни: общежительный и отшельнический) и другими.

Изображают этот сюжет часто на фасаде или при входе в храм, в нартексе. В ряде храмов композиция «Причащения Марии Египетской», разделенная на две части и помещенная по обе стороны от дверей может также подчеркивать тему покаяния, а может и акцентировать внимание на аскетическом подвиге, направленном на внутреннюю перестройку человека, готовность к такому подвигу как, например, в храме Аракиотиссы в Лагудера, где Мария и Зосима изображены в непосредственной близости от преподобных и отшельников.

Фреска по сторонам от южного входав храм Богородицы Аракиотиссы в Лагудера (Кипр), 1192 г.

Изображение Марии Египетской может подчеркивать покаянную тематику в росписи западной части храма, как в случае церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (1199), где ее фигура помещена в юго-западном угловом компартименте над аркой прохода в наос храма. Здесь Мария изображенная с воздетыми в молитве руками и расположена напротив образа Богоматери на троне, символизирующего Рай, напоминая эпизод из жития преподобной, её молитву перед иконой Божьей Матери при входе в Иерусалимский храм.

Церковь Спаса-Преображения на Нередице. 1199 год.

В некоторых храмах изображение Марии Египетской располагалось в непосредственной близости от захоронений, и было связано с погребальной темой: композиция «Причащение Марии Египетской», которое произошло перед самой её смертью, и «Погребение Марии Египетской» являются символом принятого покаяния и праведной кончины и Страшного Суда.

В западной части храма образ прп. Марии Египетской, как раскаявшейся грешницы, встречается в композициях «Страшного Суда», где она может быть изображена среди праведных жен, шествующих на Суд (в некоторых композициях  святая отшельница возглавляет группу праведниц) или в процессе праведников, подводимых апостолом Петром к вратам Рая, как, например, в Дмитриевском соборе во Владимире (1195 г.).

Храм св. Дмитрия Солунского. Владимир. XII век. Люнет западной стены.

Сюжет «Причащения Марии» в миниатюрах рукописей.

На миниатюрах рукописей история Зосимы и преподобной Марии стала предметом для иллюстрации Псалтири. Например, в Киевской Псалтири (1397 г.) соединены два события, разделенные годом: встреча в скалах (Зосима отворачивается, протягивая Марии свою верхнюю одежду); ниже — на берегу Зосима причащает Марию. Так иллюстрируется 118 псалом «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем», общее содержание которого можно определить как «исповедание горячей и всеобъемлющей любви к закону Божию», и образ отшельницы Марии, видимо, явился для миниатюристов, украсивших псалтыри, наиболее ярким образцом кардинального изменения жизни и крайней степени духовного подвига.

Миниатюры Киевской псалтыри 1397 г., л. 175 об. (ил. к пс. 118)
Список источников

  1. http://days.pravoslavie.ru/Life/life6720.htm
  2. http://pravenc.ru
  3. Белик Ж.Г. Святые жены. — СПб.: Метропресс: ООО «Метропресс», 2014. (серия «Русская икона: образы и символы»)
  4.  С. Н. Татарченко  «Причащение Преподобной Марии Египетской» в Византийской Монументальной Живописи» Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства, 2012. Вып. 1 (7). С. 24–50

Анна Голубева

  • Опубликовано: 10 лет тому назад 29.03.2015
  • Рубрика: Публикации