Икона Сретения Господня удивительно проста по сравнению, скажем, с иконой Рождества Христова. Никаких особых деталей: все четко и лаконично. Вот, слева, мы видим Иосифа, держащего в руках или в клетке голубей для принесения жертвы по закону. Далее – Богородица держащая на руках Богомладенца, или уже передавшая Его в руки Симеону Богоприимцу. Старец принимает Богомладенца покровенными руками, в знак особого благоговения. И святая Анна пророчица рядом,
со свитком в руках. События происходят в Иерусалимском храме, так что и окружение на иконе соответствующее: так называемые «палаты».
Но если остановиться и немного поразмыслить над величием этого события, то нам постепенно начнет раскрываться смысл деталей иконы.
Алый престол, изображенный на втором плане и кажущийся лишь дополнением к композиции, на деле символизирует будущий жертвенный путь Иисуса Христа. Радость исполнения ветхозаветных обетований о пришествии Спасителя здесь встречается с размышлениями и пророчествами о неумолимо грядущих скорбях.
“Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля,”(Лк.2:29-32) — каким счастьем исполнены эти слова! Долгожданный Спаситель мира здесь!
Но в то же время мы слышим обращение Симеона к Марии:
“…се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец” (Лк. 2:34-35).
История иконографии праздника начинается с V века. Первое дошедшее до наших дней изображение Сретения находится на арке римской базилики Санта Мария Маджоре и датируется 432–440 годами. И если проследить дальнейшее развитие сюжета, то мы увидим, что окончательно иконография Сретения складывается в IX-X вв. и с тех пор практически не меняется. Лишь в конце XVI века на Руси появляется усложненная иконография с сюжетами предшествующих и последующих Сретению событий и толкованиями слов Симеона Богоприимца. Это наносит некоторый ущерб главному событию, изображенному на иконе, отвлекая внимание молящегося на многочисленные детали.
Анна Андреевская