«Вопрос церковного искусства есть вопрос веры, и нет тому более выразительного свидетельства, чем икона. «…» Именно она показывает единство веры, жизни и творчества.»

— Л. А. Успенский
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Публикации  >  Текущая запись

Иконография Сретения Господня

15.02.2015

Икона Сретения Господня удивительно проста по сравнению, скажем, с иконой Рождества Христова. Никаких особых деталей: все четко и лаконично. Вот, слева, мы видим Иосифа, держащего в руках или в клетке голубей для принесения жертвы по закону. Далее – Богородица держащая на руках Богомладенца, или уже передавшая Его в руки Симеону Богоприимцу. Старец принимает Богомладенца покровенными руками, в знак особого благоговения. И святая Анна пророчица рядом,

Мозаика базилики Санта Мария Маджоре. 432–440 г. Рим, Италия. Фрагмент

со свитком в руках. События происходят в Иерусалимском храме, так что и окружение на иконе соответствующее: так называемые «палаты».

Но если остановиться и немного поразмыслить над величием этого события, то нам постепенно начнет раскрываться смысл деталей иконы.

Алый престол, изображенный на втором плане и кажущийся лишь дополнением к композиции, на деле символизирует будущий жертвенный путь Иисуса Христа. Радость исполнения ветхозаветных обетований о пришествии Спасителя здесь встречается с размышлениями и пророчествами о неумолимо грядущих скорбях.

“Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля,”(Лк.2:29-32) — каким счастьем исполнены эти слова! Долгожданный Спаситель мира здесь!

Миниатюра Менология Василия II. Около 986г. Ватиканская библиотека

Но в то же время мы слышим обращение Симеона к Марии:

“…се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец” (Лк. 2:34-35).

История иконографии праздника начинается с V века. Первое дошедшее до наших дней изображение Сретения находится на арке римской базилики Санта Мария Маджоре и датируется 432–440 годами. И если проследить дальнейшее развитие сюжета, то мы увидим, что окончательно иконография Сретения складывается в IX-X вв. и с тех пор практически не меняется. Лишь в конце XVI века на Руси появляется усложненная иконография с сюжетами предшествующих и последующих Сретению событий и толкованиями слов Симеона Богоприимца. Это наносит некоторый ущерб главному событию, изображенному на иконе, отвлекая внимание молящегося на многочисленные детали.

Анна Андреевская 

Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е годы XI в. Греция

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Около 1156 г. Псков

Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим

Сретение Господне. Акафист Пресвятой Богородице (кондак 7); Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Неф

Икона. 70-80-е годы XV в. Новгород. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Ярославская икона. 1-ая половина XVII в. Ярославский художественный музей

  • Опубликовано: 10 лет тому назад 15.02.2015
  • Рубрика: Публикации